Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?

Налоговые органы весьма негативно относятся к предоставлению предпринимателям налоговых льгот. Особенно, когда речь заходит о льготах по НДС.

Лишаться дополнительного источника финансов бюджет не желает, и когда предприниматели заявляют своё законное право на льготы, их во многих случаях ожидает скрупулёзная проверка. Отказать в освобождении от уплаты НДС налоговики могут по разным причинам, вплоть до надуманных.

И в этом случае лучший вариант борьбы – оспорить отказ в судебном порядке. Арбитражную практику по вопросам отказов в освобождении от уплаты НДС рассмотрел эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?

Главные условия освобождения от НДС

Согласно закону, организации и предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога не превысила два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 Налогового кодекса РФ). 

Для этого они должны представить в налоговую инспекцию письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. 

Иными словами, законом установлен уведомительный порядок реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Данное право полностью зависит исключительно от волеизъявления самого плательщика. Фискалы не могут воспрепятствовать этому праву, если плательщик не превышает законный лимит выручки. 

При этом арбитражные суды сходятся во мнении, что освобождение направлено на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров, облагаемых НДС. 

Главным и единственным условием для реализации права на применение освобождения является соответствие размера выручки предельному уровню. А возможность применения освобождения обусловлена совершением операций, которые в силу их небольшого объёма не имеют значения для целей взимания НДС. 

При этом подача уведомления – простая формальность (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2016 года № А70-1467/2015). Поэтому нарушение порядка уведомления налоговиков об освобождении от уплаты НДС не препятствует такому освобождению. Само собой, если только плательщик не злоупотребляет данным правом. 

Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 20 августа 2015 года № А75-5600/2014 рассмотрел ситуацию, при которой предприниматель злоупотребил своими правами.

Суд пояснил, что в общем случае организации и ИП получают право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС при соблюдении ряда обязательных условий.

К таким условиям относится подача уведомления (документов) в инспекцию и соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню. 

В рассматриваемом же случае предприниматель заявление о праве на применение освобождения от исчисления и уплаты НДС не подавал ни при проведении налоговой проверки, ни на стадии подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Не представил он такое уведомление даже при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

  • При таких обстоятельствах решение о доначислении налога было признано судом обоснованным. 
  • Нарушение срока подачи уведомления об освобождении от НДС
  • Как мы уже говорили, в целях реализации права на освобождение от уплаты НДС, налоговиков следует уведомить не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого вы собираетесь использовать право на освобождение. 

Бывает, что плательщики не укладываются в этот срок и подают уведомление со значительным опозданием.

С точки зрения налоговиков, такое нарушение сроков может послужить вполне достаточным основанием для доначисления налога и отказе в льготе.

Просто потому, что в законе указан конкретный срок представления уведомления, нарушать который плательщики не имеют права. Но что касается арбитражных судов, то они не считают просрочку уведомления существенным нарушением. 

Это признал пленум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении № 33 от 30 мая 2014 года. Пленум пояснил, что плательщик лишь информирует налоговиков о своём намерении использовать право на освобождение. А последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. 

Поэтому лицам, которые фактически использовали право на освобождение от уплаты НДС, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву просрочки представления уведомления. То же самое справедливо и для случаев несвоевременного направления уведомления о продлении использования права на освобождение. 

По сути, на то же самое пленум Высшего арбитражного суда РФ указал ещё в постановлении от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ».

Здесь говорится, что право на налоговую льготу, которая не использовалась в предыдущих налоговых периодах, плательщик всё равно может реализовать.

Это возможно путём подачи уточнённой налоговой декларации, подачи заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же подачи заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления. 

Уведомление по результатам контрольных мероприятий

О своей обязанности по соблюдению уведомительного порядка плательщики могут узнать уже в ходе налоговой проверки и по её результатам. То есть, когда налоговики уже обнаружили факт просрочки уведомления и привлекли плательщика к ответственности (доначислили налог). 

Однако, как свидетельствует арбитражная практика, данное обстоятельство не лишает плательщиков прав на льготу по ст. 145 Налогового кодекса РФ. 

В постановлении президиума Высшего арбитражного суда РФ от 24 сентября 2013 года N 3365/13 судьи рассмотрели спор о доначислении НДС в связи с неправомерным применением предпринимателем ЕНВД.

Суд установил, что в рамках выездной налоговой проверки предприниматель заявил о применении освобождения от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ. Одновременно он представил документы, указанные в п. 6 ст.

145 кодекса и подтверждающие право на такое освобождение. 

Суд указал, что для случаев, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам проверок, проведённых инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС законом не предусмотрен. Но в то же  время отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем. На основании этого решение о доначислении НДС было признано незаконным. 

То, что подать уведомление об освобождении можно уже после проведения проверки, признал Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19 мая 2016 года № А72-8588/2015. Здесь плательщику отказали в льготе по мотиву непредставления им уведомления до момента окончания выездной налоговой проверки. 

Суд пояснил, что порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС для случаев, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам проверки, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

Непредставление такого заявления в рамках проверки не должно лишать предпринимателя соответствующего права. Судом установлено, что все условия для реализации права на применение освобождения от уплаты НДС плательщиком были соблюдены.

В этой связи указанное право может быть реализовано предпринимателем до принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. 

Довод налогового органа о непредставлении с заявлением документов, указанных в п.3 и 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ, также был отклонен судом.

Суд указал, что получение предпринимателем дохода свыше двух миллионов рублей за каждые три последовательных календарных месяца в ходе проверки не установлено.

Следовательно, заключил суд, решение инспекции о доначислении НДС следует считать незаконным. 

Не препятствует получению льготы и установление в ходе проверки факта представления плательщиком деклараций по НДС. Это подтвердил, например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 25 сентября 2015 года № А26-7604/2014. 

Основанием для доначисления НДС здесь явилось заявление плательщиком налоговых вычетов по данному налогу. Доказательств того, что предприниматель не имел права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, инспекцией представлено не было. Более того, представленные плательщиком документы подтверждали наличие у него права на такое освобождение. 

Инспекция ссылалась на то, что до подачи в налоговый орган уведомлений ИП были поданы налоговые декларации по НДС. Также ИП было использовано право на применение налоговых вычетов. 

Суд установил, что подача ИП деклараций по НДС была обусловлена исполнением им решения налогового органа.

В данном решении содержалось указание на неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению деклараций. При этом суд указал, что в ст.

145 Налогового кодекса РФ предусмотрен механизм восстановления сумм налога, принятых к вычету. В итоге суд пришел к выводу, что ИП имел право на применение льготы. 

Непредставление уведомления об освобождении от НДС

В ряде случаев организации или ИП могут и вовсе не представлять уведомления в целях освобождения от исчисления и уплаты НДС. Например, когда они ошибочно применяют тот, или иной льготный спецрежим и не считают себя обязанными платить НДС. 

В таких ситуациях положительный исход судебного спора судами также не исключается. В частности, это подтвердил Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 04 июля 2016 года № А36-1402/2015. Основанием для начисления НДС здесь послужило необоснованное применение предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД. 

Суд признал доначисление неправомерным. Судьи указали, что инспекция, установив неправильную квалификацию осуществляемой ИП деятельности, должна была разъяснить ему право на получение льготы. И проверить, соответствует ли ИП критериям, которые дают право на освобождение. Налоговики этого не сделали. 

Между тем, суд установил, что сумма выручки ИП без учета НДС в спорных периодах не превышала предела, который установлен ст. 145 Налогового кодекса РФ. Соответственно, предприниматель имел бы право на освобождение от уплаты НДС, которое должно быть ему предоставлено. 

На момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от НДС предприниматель не считал себя плательщиком этого налога в связи с применением ЕНВД. В связи с этим он не воспользовался своим правом по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления. 

Таким образом, в схожих ситуациях плательщики могут предоставить уведомление об освобождении задним числом. Но своё право, скорее всего, придется отстаивать в суде. 

Есть ли шанс оспорить отказ в освобождении от НДС

Читайте также:  Возможен ли беспроцентный заем между юридическими лицами?

При представлении освобождения от НДС налоговики могут придраться к любой оплошности, допущенной плательщиком. Формальная причина для отказа в предоставлении льготы – тоже причина. И фискалы с успехом этим пользуются. 

Но это не значит, что отказ налоговиков не может быть оспорен в судебном порядке. Более того, как показывает практика, суды зачастую встают на сторону плательщиков, признавая отказы налоговиков незаконным.  

В любом случае, чтобы избежать длительных судебных тяжб с ФНС, рекомендуется соблюдать все формальности, прописанные в Налоговом кодексе РФ, и сдавать уведомление о применении льгот своевременно.

Источник: Buh.ru. Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?

54-ФЗ: в чём суть закона об онлайн-кассах и какая от него польза бизнесу. Предприниматели против налоговой инспекции: три судебных кейса. Экспресс-гид по «упрощёнке»: что нужно знать предпринимателю про УСН. biz360

06 апреля 2017

Отказ от льготы по НДС и возмещение налога

Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?

В феврале 2017 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу УК на постановление окружного суда, вынесенное по налоговому спору относительно права на возмещение НДС в ситуации отказа от применения освобождения от налогообложения задним числом (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015). Пожалуй, это первый судебный акт по поводу применения льготы по НДС, принятый на столь высоком уровне. Всем компаниям, которые осуществляют операции, подпадающие под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, нужно взять на заметку сделанные судом выводы. Несмотря на то, что при рассмотрении дел суды не обязаны руководствоваться ими, применять другую логику они вряд ли будут.

Отказ от освобождения от налогообложения

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.

 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1‑го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от уплаты налога или приостановить его использование.

В 2014 году Пленум ВАС подчеркнул: при применении пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщик имеет право применить налоговые вычеты по приобретениям, использованным для осуществления операций, которые освобождены от налогообложения, но по которым НДС был начислен, а счета-фактуры были выставлены покупателям с выделением суммы налога (п.

 6 Постановления от 30.05.2014 № 33). В Письме от 10.12.2015 № 03‑07‑14/72142 Минфин сообщил, что налогоплательщики вправе руководствоваться разъяснениями Пленума ВАС.

Между тем далеко не все арбитры на местах признавали законным применение вычетов управляющими организациями по приобретенным коммунальным ресурсам, подрядным работам по содержанию и ремонту общего имущества, если они вовремя не представили заявление об отказе от освобождения от налогообложения. К примеру, в Определении ВС РФ от 29.09.

2014 № 305‑КГ14-1990 отмечено: порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. А в Постановлении АС МО от 12.09.2016 № Ф05-13023/2016 (которое и было отменено рассматриваемым определением ВС РФ) сказано: ссылка заявителя на то, что установленный п. 5 ст.

 149 НК РФ срок не является пресекательным, основана на ошибочном толковании нормы права.

Отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором налогоплательщик планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщикам. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления. Тем более что налогоплательщик в первоначально представленных декларациях исчислял НДС с учетом права на освобождение от уплаты налога. Эти действия прямо свидетельствуют о применении льготного налогообложения, ретроспективный отказ от которого нельзя признать правомерным.

Верховный суд взглянул на ситуацию с неожиданной стороны, назвав льготой право начислять НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, а не само освобождение от уплаты налога, что более привычно. Действительно, отказ от освобождения от налогообложения дает возможность не только начислять НДС, но и получать право на возмещение из бюджета части «входного» налога.

Так, исходя из положений п. 1 ст. 80 НК РФ в качестве письменного заявления о налоговых льготах может рассматриваться налоговая декларация. Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе путем подачи уточненной налоговой декларации (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Решение о возмещении налога: камеральная или выездная проверка?

По итогам проверок уточненных деклараций инспекция приняла решение об отказе в возмещении НДС, однако впоследствии в рамках проведения выездной проверки подтвердила правомерность возмещения налога.

Поводом для судебного разбирательства стало бездействие инспекции (налоговики не возвращали суммы налога налогоплательщику). Окружной суд высказал следующее мнение: поскольку в соответствии со ст.

 176 НК РФ обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст.

 88 НК РФ, на основании представленной налогоплательщиком декларации, вынесение налоговым органом решения о возмещении суммы НДС по результатам выездной налоговой проверки не влечет правовых последствий ни для налогового органа, ни для налогоплательщика.

Судебная коллегия ВС РФ не согласилась с этим утверждением, поскольку:

  • выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа, представляет собой более высокий (углубленный) уровень налогового контроля;
  • не исключена возможность пересмотра ранее сделанных налоговым органом по результатам камеральной проверки выводов относительно обоснованности возмещения налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11).

Произвольный отказ налоговых органов от исполнения принятого ими решения приводит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов.

Пересмотр по результатам выездной проверки выводов о необоснованности возмещения НДС, ранее сделанных в решении, вынесенном по результатам камеральной проверки, влечет и пересмотр последующих решений инспекции, принимаемых согласно ст. 176 НК РФ и опосредующих процедуру возмещения налога.

* * *

Итак, получается, что УК фактически имеет возможность пересчитать свои налоговые обязательства за истекшие налоговые периоды (если она изначально сдавала декларации исходя из применения освобождения от налогообложения), заявив налоговые вычеты, и даже претендовать на возмещение налога из бюджета. Обратим внимание, Верховный суд не рассматривал по существу порядок принятия сумм НДС к вычету, поскольку стороны не оспаривали его, а ограничился процедурными моментами.

"Безотказный" вычет по НДС, или Заявление об отказе от льготы по НДС подано с опозданием (Демин А.)

Дата размещения статьи: 02.04.2017

Компания, которая осуществляет операции, освобожденные от обложения НДС по пункту 3 статьи 149 Налогового кодекса, вправе отказаться от этой льготы.

С этой целью в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление, причем сделать это нужно не позднее первого рабочего дня квартала, в котором предполагается избавиться от льготы.

Но что станется в том случае, если заявление в инспекцию будет подано с опозданием или же налогоплательщик вообще забудет о такой «мелочи»? Похоже, в этом вопросе наконец наступила ясность.

На первый взгляд может показаться, что проблема надуманная. Ну зачем, спрашивается, отказываться от льготы в виде освобождения от обложения НДС, коль ее вам дают, можно сказать, на блюдечке? В то же время причин тому может быть масса.

Так, если вы используете приобретенные товары (работы, услуги) в операциях, освобожденных от обложения НДС, то и о вычете «входного» НДС тогда придется забыть. Это раз.Во-вторых, как известно, при осуществлении операций, как облагаемых НДС, так и освобожденных от обложения этим налогом, придется вести раздельный учет.

А это в некоторых ситуациях может оказаться весьма обременительным и слишком трудозатратным мероприятием.

В любом случае, если компания (ИП) имеет право на освобождение от обложения НДС осуществляемых операций, спешить радоваться этому точно не стоит. Как минимум нужно просчитать, не даст ли применение этой льготы обратный эффект. В первую очередь речь идет, конечно же, об одновременной утрате права на вычеты.

Официальный отказ

Итак, после всех расчетов выяснилось, что применять льготу нецелесообразно. Решение проблемы для подобных ситуаций содержится в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Данной нормой закреплено, что при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Для этого нужно представить в инспекцию не позднее 1-го числа налогового периода соответствующее заявление с указанием даты, с которой предполагается не применять освобождение или приостановить его использование.

но! Отказаться от освобождения от НДС можно только сразу в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса. Нельзя «играть» с применением этой льготы в зависимости от того, кому продаются те или иные товары (работы, услуги).

И наконец, отказаться от льготы или приостановить ее применение можно только минимум на год.Заявление подается в произвольной форме. Единственное, что при этом надо учесть, — обязательно укажите в нем, какие операции, поименованные в пункте 3 статьи 149 Кодекса, вы ведете и на какой срок отказываетесь (приостанавливаете) от освобождения от обложения НДС.

Составьте заявление в двух экземплярах, чтобы на одном из них налоговый орган поставил отметку о его получении. Это позволит предупредить возможные недоразумения, связанные с потерей или утратой инспекцией заявления.

И еще один момент. Заявление должно быть представлено не позднее 1-го числа налогового периода, с которого вы отказываетесь от освобождения от НДС.

Однако если это первое число выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то крайний срок на его представление в инспекцию переносится на первый следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК, письмо ФНС от 26 августа 2010 г. N ШС-37-3/10064).

То есть если, к примеру, вы намерены отказаться от освобождения от НДС со II квартала 2017 года, то соответствующее заявление в инспекцию можете подать до 3 апреля 2017 года.

Заявление подано с опозданием

Налогоплательщики, которые предполагают отказаться от освобождения от НДС, безусловно, не прогадают, если своевременно подадут в инспекцию соответствующее заявление. Тогда вопросов к ним со стороны налоговых органов точно не будет, во всяком случае касательно того, на каком основании они заявляют «входной» НДС к вычету.

В то же время на практике не всегда удается своевременно отказаться от такой льготы. К примеру, руководство молниеносно приняло решение провести рекламную кампанию с раздачей сувениров и т.п. Но ведь «задним числом» заявление уже не подать…

Так что же, ничего не остается, как ждать начала следующего квартала, с тем, чтобы отказаться от этого освобождения?Контролирующие органы именно так и считают. Так, Минфин в письме от 12 ноября 2015 г.

N 03-07-14/65155 заявил, что в случае, если налогоплательщик не представил в инспекцию указанное заявление, осуществляемые им операции, предусмотренные в пункте 3 статьи 149 Кодекса, освобождаются от обложения НДС.

Читайте также:  Документальное подтверждение представительских расходов

При этом чиновники тут же предупреждают, что если по таким операциям все же будут выставлены счета-фактуры с выделенным НДС, то эти выделенные суммы в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса придется заплатить в бюджет.

Но тогда встает вопрос: вправе ли компания претендовать на применение «входного» НДС к вычету? Ведь в противном случае никакого резона выделять в счетах-фактурах НДС попросту нет…Надо сказать, что Пленум ВАС в пункте 6 постановления от 30 мая 2014 г. N 33, казалось бы, расставил в этом вопросе все точки над «i». Высшие судьи констатировали вполне определенный факт. Ведь если рассматривать положения названного подпункта 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса во взаимосвязи с другими нормами главы 21 Кодекса, то обязанность по уплате налога должна корреспондировать с правом налогоплательщика и на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, с которых исчислен и предъявлен покупателю НДС.

https://www.youtube.com/watch?v=c_rBg8MbJJw

Ссылаясь на это постановление Пленума ВАС, Минфин в письме от 10 декабря 2015 г. N 03-07-14/72142 указал, что данный вывод высших судей применим и к ситуации, когда компания несвоевременно уведомила инспекцию об отказе от освобождения НДС, но фактически эту льготу не использует.

Противоречивая практика

На этом можно было бы поставить и точку — ведь даже в Минфине более не видят никаких препятствий для вычета «входного» НДС для компании, которая «забыла» уведомить налоговиков об отказе от освобождения от НДС и им не пользуется, что называется, по умолчанию.

В то же время при таком подходе непонятно, зачем тогда нужно вообще направлять в инспекцию это заявление. Получается, что можно вообще не обращать внимания на то, что это освобождение имеется, — просто работайте с НДС, как обычно, и все.

Видимо, из-за таких рассуждений и в судебной практике по данному вопросу до сих пор не было единого мнения. Одни судьи считают, что никаких проблем с вычетом у налогоплательщика быть не должно (см., напр., постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2014 г.

N А27-2557/2013, ФАС Поволжского округа от 26 октября 2012 г. N А55-1577/2012). Другие, напротив, отмечают, что Кодекс обязывает налогоплательщика заявить об отказе от освобождения от НДС. Соответственно, проигнорировав эту обязанность, налогоплательщик сам себя наказал, оставив без вычета (см., напр.

, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2014 г. N А81-6272/2013, Арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2016 г. N Ф05-15503/2016 и т.д.).

В единое русло

Но самое главное, о чем нельзя не упомянуть, — уже тот факт, что в судах рассматривается данная категория дел, сам по себе говорит о том, что налоговики на местах выступают против вычетов по НДС. Именно поэтому особый интерес представляет определение Верховного Суда от 21 февраля 2017 г. N 305-КГ16-14941.

В нем Судебная коллегия по экономическим спорам ВС высказала свою позицию по данному вопросу. И что немаловажно, высшие судьи встали на сторону налогоплательщиков.

Представители ВС категорически не согласились с тем, что компания не имеет права на возмещение НДС из бюджета, несвоевременно направив в инспекцию заявление, предусмотренное пунктом 5 статьи 149 Кодекса.

Высшие судьи признали, что действительно данная норма предписывает для отказа от освобождения от НДС операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Кодекса, подать в инспекцию соответствующее заявление «в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование».

Однако данный срок пресекательным не является, и более того — законом не определены негативные последствия его пропуска.К тому же в качестве письменного заявления (заявления, составленного в электронной форме) о налоговых льготах согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса может рассматриваться и просто налоговая декларация по НДС. И с этим не поспоришь.

Действительно, какой-либо специальной формы заявления об отказе от освобождения от НДС, как мы уже отметили несколько ранее, законодательно не установлено. С другой стороны, декларация — это также заявление. В общем, все одно к одному. Иными словами, для того, чтобы отказаться от освобождения от НДС, нужно просто работать «с НДС» и декларировать эти операции как облагаемые НДС.

Интересно то, как представители ВС истолковали положения пункта 5 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. N 57. В нем сказано, что право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать в том числе путем подачи «уточненки».

Так вот, представители ВС решили, что применительно к рассматриваемой ситуации льгота — это не освобождение от обложения НДС, а, напротив, возможность начислять НДС при реализации компанией работ (услуг), предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Кодекса, получая в связи с этим право на вычет «входного» НДС.

  • Итого
  • Таким образом, конечно, самый безопасный способ, как мы уже сказали, — заявить об отказе от освобождения от НДС операций, поименованных в пункте 3 статьи 149 Кодекса, в установленный Кодексом срок. В том случае, если по каким-либо причинам в отведенный срок уложиться не удалось, возможны два варианта развития событий:1) повременить с отказом от освобождения до начала следующего квартала, своевременно подав в инспекцию соответствующее заявление;

2) отказаться от освобождения от обложения НДС, что называется, по умолчанию, то есть работать «с НДС». При таком подходе возможно возникновение претензий со стороны налоговых органов.

Однако, во-первых, в связи с выходом определения ВС от 21 февраля 2017 г. N 305-КГ16-14941 шансы отстоять вычеты в суде заметно увеличились. А во-вторых, налоговые органы при вынесении решений учитывают позиции высших судов.

Так что не исключено, что спор удастся урегулировать в досудебном порядке.

  1. Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
  2. Вернуться на предыдущую страницу



Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

3 февраля 2021 г.Проект Федерального закона № 1105153-7 «О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Цель законопроекта — установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 

30 января 2020 г.Проект Федерального закона № 1103069-7 «О внесении изменения в статью 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Цель законопроекта — внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

25 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1099900-7 «О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — усиление ответственности арбитражного управляющего, либо председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) за неправомерные действия при банкротстве, а также усиление мер ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство, совершенные с использованием служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

19 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1096135-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»

Законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 26 и 37 Федерального закона «Об электроэнергетике». Законопроект разработан с целью уменьшения штрафных санкций для теплоснабжающих организаций, а также организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, допустивших просрочки исполнения платежей перед сетевыми организациями за услуги по электроснабжению.

6 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1087686-7 «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками»

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции.

Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.

Метод оценки рисков в концепциях и актах стратегического планирования национальной безопасности и противодействия коррупции (Инкина М.В.)

В каких случаях можно отказаться от освобождения по уплате ндс — налогобзор.инфо

  • 1. Период отказа
  • 2. Заявление об отказе

Право на отказ

По некоторым операциям, освобожденным от обложения НДС, организация может платить этот налог (т. е. отказаться от освобождения). Перечень таких операций установлен в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. за одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

Организация самостоятельно решает, использовать или не использовать освобождение по таким операциям. Если организация применяет освобождение, то НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении таких операций, принять к вычету нельзя. Суммы входного налога включите в стоимость таких товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Внимание: освобождение отдельных операций от обложения НДС не всегда является льготой.

В обиходе освобождение от уплаты НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ часто называют льготой. Однако между двумя этими понятиями есть существенная разница.

Налоговый кодекс определяет понятие «льгота» как преимущество, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков, по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Как правило, использование льготы обусловлено принадлежностью плательщика к определенной отраслевой или социальной группе (например, медицинские или образовательные организации) либо его статусом (например, некоммерческая организация).

Некоторые положения статьи 149 Налогового кодекса РФ предусматривают освобождение от НДС без каких-либо ограничений.

Они устанавливают круг операций, которые не подлежат налогообложению просто по факту их совершения. Независимо от того, кто именно их совершает.

Читайте также:  Какой штраф за несдачу журнала учета счетов-фактур?

К ним относятся, например, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Льготными такие операции не являются.

В то же время ряд положений статьи 149 Налогового кодекса РФ, которые устанавливают освобождение от НДС для конкретных категорий плательщиков, носят характер налоговых льгот. К таким, например, относятся:

  • столовые образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • религиозные организации (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • общественные организации инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

В чем практическая разница между льготой и освобождением от НДС? В частности, в процедуре проведения камеральной проверки налоговой декларации. Если организация применяет льготу, при проверке инспекция вправе затребовать у нее документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). Если же организация пользуется освобождением, требовать у нее такие документы неправомерно.

Такой вывод изложен в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Иногда организации выгоднее не использовать освобождение по НДС. В таком случае откажитесь от него (приостановите использование). Такое право организациям предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Входной НДС по операциям, по которым организация отказалась от освобождения, при соблюдении прочих условий принимайте к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Совет: организации выгодно отказаться от освобождения от НДС в следующих случаях:

  • при экспорте (поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0%);
  • при отказе покупателей заключать договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
  • если отказ от освобождения от НДС приведет к увеличению прибыли организации (увеличение прибыли возможно, если у организации достаточно большие суммы входного налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене);
  • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

Отказаться от использования освобождения можно только в отношении всех операций, предусмотренных тем или иным подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Причем отказ в рамках одного подпункта, в котором перечислено несколько операций, допускается только в отношении всех их сразу.

Например, подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение в отношении реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (т. е перечислены три операции).

Если организация решила отказаться от освобождения по этому основанию, то отказаться можно только в отношении сразу всех перечисленных операций (реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей), а не в отношении какой-то одной (например, только по реализации жилых домов).

При этом по операциям, предусмотренным другими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от освобождения можно не отказываться (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-03/784).

Пример отказа от освобождения по одному основанию, но сохранение его по другому основанию

ООО «Альфа», занимаясь реализацией изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, имеет право на освобождение от обложения НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, во время рекламных кампаний организация дарит подарки покупателям, приобретающим крупные партии товаров. Освобождение от обложения НДС операций по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или изготовление которых не превышают 100 руб. за единицу, предусмотрено подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

29 декабря 2015 года «Альфа» представила в свою налоговую инспекцию заявление с намерением приостановить на год действие освобождения по операциям, указанным в подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Таким образом, организация имеет право приостановить действие освобождения по операциям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

В то же время при выполнении всех необходимых условий с 1 января по 31 декабря 2016 года сможет применять освобождение по операциям, связанным с передачей товаров (работ, услуг) в рекламных целях (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Отказаться от освобождения в отношении каких-либо конкретных покупателей нельзя. Если организация отказалась от освобождения, НДС предъявляйте всем покупателям (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли закреплять отказ от освобождения по уплате НДС в учетной политике для целей налогообложения?

Нет, не нужно. Налоговый кодекс такого требования не содержит.

Кроме того, отказаться от освобождения организация сможет только в том случае, если уведомит об этом налоговую инспекцию. Причем сделать это надо до начала налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ). Поэтому отражать в учетной политике для целей налогообложения тот факт, что организация решила отказаться от освобождения, не нужно.

Период отказа

Отказаться от освобождения можно как минимум на год (абз. 3 п. 5 ст. 149 НК РФ). Например, если организация откажется от освобождения с I квартала 2016 года, то вновь начать его использование она сможет только с I квартала 2017 года.

После того как срок отказа от освобождения истечет, НДС по операциям, предусмотренным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не начисляйте и счета-фактуры покупателям не выставляйте (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

При этом придется восстановить входной НДС, принятый к вычету в период отказа от освобождения, по товарам (работам, услугам), которые будут использованы в операциях, освобожденных от налогообложения (т. е. после истечения срока отказа от освобождения) (п. 3 ст. 170 НК РФ).

О том, что организация возобновляет применение освобождения, следует известить налоговую инспекцию. Сделать это можно с помощью заявления в произвольной форме.

Подать такое заявление необходимо не позднее 1-го числа первого месяца квартала, начиная с которого организация снова будет применять освобождение по НДС.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-07-РЗ/39083.

Ситуация: что будет, если организация прекратит использование освобождения по уплате НДС, предварительно не отказавшись от него? При реализации освобожденных от налога товаров (работ, услуг) организация будет выставлять счета-фактуры с выделенным НДС и передавать их покупателям.

В отношении операций, по которым организация прекратила применять освобождение, она будет признана плательщиком НДС. Сумму налога, выделенную в счетах-фактурах при реализации товаров (работ, услуг) без освобождения, нужно перечислить в бюджет (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).

При этом входной НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для данных операций, организация сможет принять к вычету на общих основаниях.

Если же ранее организация включила входной НДС в стоимость товаров (работ, услуг), ей следует скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и подать уточненную декларацию.

Такая позиция отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Несмотря на то что этот документ обязателен только для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г.

№ 8-ФКЗ), им могут руководствоваться и налогоплательщики. Разъяснения контролирующих ведомств, в которых отражена другая точка зрения, на практике не применяются (письма Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.

№ ГД-4-3/21097).

Заявление об отказе

Для отказа от освобождения подайте или отправьте в инспекцию заявление в произвольной форме (п. 5 ст. 149 НК РФ). В заявлении укажите:

  • срок, в течение которого организация не будет использовать освобождение;
  • операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в отношении которых не будет использоваться освобождение (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

Пример подачи заявления об отказе от освобождения по НДС

ООО «Альфа» безвозмездно передает товары в рамках благотворительной деятельности. Такие операции освобождены от обложения НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Другие операции, освобожденные от налогообложения, организация не осуществляет.

Поэтому, чтобы не вести раздельный учет операций для расчета НДС, с I квартала 2016 года организация решила отказаться от освобождения по данному виду деятельности. 1-е число первого месяца квартала (т. е.

1 января 2016 года) приходится на праздничный день. Поэтому заявление об отказе от освобождения было представлено в налоговую инспекцию 11 января 2016 года.

Совет: копии заявления об отказе от освобождения выдавайте всем покупателям, которые приобретают у вашей организации товары, упомянутые в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это избавит их от проблем с вычетом НДС. Иначе инспекторы могут не согласиться с тем, что покупатель принял к вычету налог по товарам, которые по умолчанию освобождены от НДС.

Заявление об отказе от освобождения подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Например, чтобы не применять освобождение со II квартала, заявление следует подать не позднее 1 апреля. Если этого не сделать, то во II квартале освобождение нужно будет применять. Отказаться от него организация сможет только со следующего квартала (т. е. с 1 июля).

В этом случае заявление должно быть представлено в налоговую инспекцию не позднее 1 июля.

Если 1-е число первого месяца квартала, с которого организация решила отказаться от освобождения, приходится на выходной день или праздник, заявление подайте в первый же рабочий день, следующий за выходным (праздником). Это следует из положений пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-37-3/10064.

Ситуация: может ли организация отказаться от освобождения в середине квартала – непосредственно до того, как будут реализованы освобожденные от налога товары (работы, услуги)?

Нет, не может.

Заявление об отказе от освобождения нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа того налогового периода, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому отказаться от освобождения в течение налогового периода нельзя.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *