Нормативы, предусмотренные НК РФ

Нормативы, предусмотренные НК РФ

Для любого государства фискальная функция является одной из самых важных. Общественно-государственные отношения, складывающиеся на ее основе – эта отрасль, которую стараются делать максимально регламентированной, и основным правовым инструментом для этого служит налоговый кодекс.

Законодательство в сфере налогообложения

Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству охвата и кругу лиц.

Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых актов:

  1. Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы.
  2. Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения. Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса.
  3. Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны, направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ.
  4. Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими также уточняется порядок выполнения принятых норм.
  5. Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти. Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики.
  6. Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания) сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или иных сборов с отдельных лиц.
  7. Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.

Нормативы, предусмотренные НК РФ

Справка. Отдельное место в сфере налогового законодательства занимают международные договоры, участником которых является Россия.

К ним относятся различные уставные и конвенциональные документы международных финансовых организаций, специализированные договорные акты, связанные с налогообложением (например, в рамках ВТО или региональных интеграционных объединений, таких как ЕАЭС), а также многосторонние и двухсторонние межправительственные соглашения, конкретизирующие отношения по налогам и сборам применительно юр. и физ. лицам стран участниц на их территориях.

Согласно толкованию положения части 4 статьи 15 Конституции их положения внутри страны имеют большее юридическое значение, чем таковые, предусмотренные законом.

Действующий НК РФ и его становление

С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к капиталистической форме экономических отношений при формальных рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы налогообложения.

Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме «дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:

Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных доработок, уточнений и поправок.

В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.

Нормативы, предусмотренные НК РФ

Одновременно с предлагаемым проектом оппозиционными партиями и общественными объединениями предлагалось не менее 10-ти сторонних проектов. Большая часть из них содержала различные радикальные инновационные предложения, которые, согласно экспертному мнению не применялись нигде.

И хотя отдельные содержащиеся в них предложения как раз и отражали существующие российские реалии, но они не укладывались в либеральную логику правящего экономического блока.

Тем не менее, сказать, что альтернативные проекты были полностью проигнорированы нельзя. Так, предложенное в ряде из них разделение Кодекса на несколько частей и принятие их постепенно.

Кодифицированная первая часть документа, включившая в себя общие положения, определения и правила, регулирующие функционирование налоговой системы, прошла законодательные органы в июле 1998 г. и вступила в силу в январе следующего года.

Параллельно с этим продолжалась работа над особенной частью, непосредственно касавшейся перечня вводимых в стране налогов на различных уровнях, режимах налоговой нагрузки, а также обязательных страховых взносах.

Основная систематизация завершилась в 2000 г. с принятием ФЗ №118, которым вторая часть НК РФ вводилась в действие. Согласно ему с января 2001 г. также предусматривалось внесение изменений в существующие законы о налогах и сборах в России, с тем, чтобы они были приведены в соответствие с нормами принимаемого Кодекса.

На сегодняшний день действуют обе части НК РФ в последней редакции от ноября 2018 г. Это означает, что законодательная база в налоговой сфере развивается постоянно, подстраиваясь под изменяющуюся экономическую ситуацию внутри страны.

Нк рф и налоговая система страны

В качестве основополагающего законодательного акта, устанавливающего и регулирующего правила функционирования налоговой системы страны, НК РФ решает следующие задачи:

  1. Устанавливает принципы, на которых вводятся новые и прекращают действие устаревшие налоги и сборы на федеральном, региональном и местном уровнях.
  2. Формулирует процедуру и порядок уплаты налоговых начислений.
  3. Регулирует права и обязанности лиц подлежащих налогообложению, а также органов исполнительной власти и специализированных служб, являющихся участниками общественно-государственных налоговых отношений.
  4. Определяет взимаемые в государстве налоги и сборы.
  5. Устанавливает методы регулирования и контроля над начислением и сбором налогов.
  6. Вводит степень ответственности за несвоевременную или неполную оплату налогов, укрывательство и иные преступления в сфере налогообложения, а также меры административного или уголовного преследования по данным основаниям.
  7. Предусматривает механизмы защиты интересов (включая судебные) граждан и организаций в случаях злоупотреблений, неправомерных действий или бездействия представителей налоговых органов и иных должностных лиц, так или иначе вовлеченных в сферу налогового регулирования.

Нормативы, предусмотренные НК РФ

Таким образом, на основе НК формируются основные правила регулирования налоговой системы России, и раскрывается принципиальная составляющая налоговых правоотношений.

Понятие и содержание налоговых отношений

Как уже было указано, под налоговыми отношениями, регулируемыми кодификационным документом, понимается весь комплекс общественно-государственных правоотношений, сформировавшихся между субъектами данных отношений в процессе оценки их налогооблагаемой базы, расчета и начисления налоговой нагрузки, разработки правил и исключений из них при взимании налогов и сборов, а также порядка обжалования неправомерных действий в ходе реализации данных правоотношений.

Исходя из определения, к объектам этого вида общественных отношений относятся взимаемые ставки налогов и сборов.

Субъекты в данной сфере определяются с одной стороны как налогоплательщики, представленные лицами, обязанными в установленный срок и в полном объеме выплачивать надлежащую сумму налоговой нагрузки. С другой стороны – это государство в лице законодательно установленных органов и должностных лиц. К ним относятся:

  • Налоговые инспекции;
  • Таможенные пункты;
  • Иные уполномоченные структуры исполнительной власти (федеральные или местные).

Указанные категории субъектов, согласно должностным обязанностям осуществляют аккумулирование средств налогоплательщиков и перечисление их в бюджет страны или его субъекта исходя из распределения налоговых поступлений, регулируемых бюджетным правилом и иными законодательными актами.

Регулируемые положения НК РФ

Основные положения, регулирование которых осуществляется на основании Налогового Кодекса России, приводится в первом разделе документа (главы 1 и 2 ), в 1 -18 статьях. В них приводятся:

  • Основания действия Кодекса в его связи с иными законодательными актами в данной отрасли законодательства и международными договорами РФ;
  • Отношения и принципы налогового законодательства;
  • Базовые понятия и терминология, применяемая в документе;
  • Участники налоговых отношений и их краткая характеристика;
  • Характеристика, особенности и уровни системы налогообложения РФ;
  • Основы системы страховых взносов.

Нормативы, предусмотренные НК РФ

Важно. Приведенные положения формируют в документе кодифицированные разделы, каждый из которых раскрывает и уточняет тот или иной элемент существующей законодательной базы в сфере налогообложения.

Востребованность Налогового Кодекса в качестве основополагающего акта системы регулирования государственного налогообложения характеризуется тем, что именно исходя из его норм, реализуется такая способность государства как наполнение доходной части бюджета – то есть обеспечение финансирования аппарата управления страной, поддержания ее жизнеспособности и реализация программ направленных на ее развитие.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, в отношении системы налогового законодательства Кодексом регламентируются ее структура, а также особенности и функции входящих в нее элементов. Этим объясняется разделение текста документа на две части. Первая состоит из 20 глав, распределенных по 7-ми разделам, вторая: из 13 глав в 5-ти разделах. Всего документ насчитывает 432 статьи.

Часть 1

Общая.

Очерчивает правовые рамки и элементы, которыми оперирует система государственного налогообложения, устанавливает перечень объектов и участников данной системы, их прав и обязанностей, формулирует роль государства, в качестве надзорного и контролирующего органа в его взаимоотношениях с лицами, осуществляющими уплату налогов и сборов. Наконец, в ней зафиксированы порядок и методы расчета ставок по налогообложению различных категорий лиц и указаны возможные случаи нарушения законодательства в рассматриваемой сфере общественно-государственных отношений.

Часть 2

Особенная. Непосредственно распределяет отдельные виды налогов по категориям (федеральные, региональные и местные), устанавливает лица, которые облагаются определенным налогом, и принципы формирования перечней объектов, на которые распространяется каждый из них.

Кроме этого, отдельный раздел посвящен особым налоговым режимам (т.н. специальная часть), формирующим рамки работы специализированных подсистем налогообложения, применяемых для отдельных категорий физических и юридических лиц.

Наконец в последнем разделе подробно раскрыты особенности такой категории отчислений как страховые взносы.

Таким образом, НК РФ сегодня – это один из наиболее проработанных кодификационных актов Российской Федерации, определяющих основополагающие параметры системы налоговых отношений, функционирующей на его основе.

Вместе с тем, это документ с гибкой структурой, позволяющей, путем оперативных изменений, подстраивать содержащиеся в нем нормы под меняющиеся экономические реалии, в которых существует и действует государство.

Читайте также:  Нас ждет новый налоговый режим?

Налогообложение в РФ

7. Специальные налоговые режимы.

7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:

— по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.

Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.

Для организаций:

  1. налога на прибыль организаций;
  2. налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Для ИП:

  1. налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  2. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: — ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); — осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; — при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; — а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)

После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):

— сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; — госпошлины; — водного налога; — транспортного налога; — земельного налога; — налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; — страховых взносов; — взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Ограничение на переход и применение.

  1. Ограничения по доходам.
  2. Ограничения по видам деятельности.
  3. Ограничение по структуре организации.
  4. Ограничение по структуре уставного капитала.
  5. Ограничение по средней численности работников.
  6. Ограничения по стоимости имущества.
  7. Ограничения по использованию различных систем налогообложения.

Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: — организации, имеющие филиалы и (или) представительства; — банки; — страховщики; — негосударственные пенсионные фонды; — инвестиционные фонды; — профессиональные участники рынка ценных бумаг; — ломбарды; — частные нотариусы и адвокаты; — бюджетные учреждения; — иностранные организации; — организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)

ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.

  • Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:
  • 6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  • Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.
  • Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке

1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров; 7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.

Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.

ЕНВД отменяет налоги: — налог на прибыль; — налог на имущество организаций; — НДС (кроме таможенных и агентских налогов).

7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).

Патентная система налогообложения (далее — ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ: — занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.

Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.

N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».

Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения»

В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).

Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).

До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2020 год

Налоговый кодекс РФ регулирует взаимоотношения экономических резидентов страны с государством. Цель этого регулирования состоит в обеспечении постоянных поступлений денежных средств в государственный и муниципальный бюджет без существенного вреда для налогоплательщиков.

ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

  • территориальные подразделения налоговой инспекции;
  • таможенные органы;
  • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.
Читайте также:  Что относится к банковской тайне?

Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8).

Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий.

К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.

Регулируемые положения НК РФ

Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

  • категорий налогов, взносов и сборов;
  • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
  • прав и обязанностей плательщиков;
  • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • перечня объектов налогообложения;
  • порядка проведения контроля и мониторинга;
  • методов определения доходов;
  • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части.

Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

  • упрощённая;
  • сельскохозяйственная;
  • патентная;
  • при разделе продукции;
  • единого налога на вменённый доход.

Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня.

Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

Оглавление

  • Часть 1 Налогового кодекса РФ
    • Раздел 1. Общие положения
    • Раздел 2. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
    • Раздел 3. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
    • Раздел 4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Раздел 5. Налоговая декларация и налоговый контроль
    • Раздел 5.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний
    • Раздел 5.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
    • Раздел 6. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    • Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
    • Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Все нормы расходов, учитываемых при налогообложении Прибыли

Новости

???? Смотрите все главные Налоговые изменения(увеличения налогов) с 2021 года Отчет в статистику для всех; смерть ЕНВД; ПСН стал привлекательным; по УСН увеличили лимиты и поменяли декларацию; поменяли платёжки и другие изменения кратко.

???? В 2021, 2022, 2023 году платеж ИП (см. калькулятор) составит — 40 874, 43 211, 45 842 рублей.

???? МРОТ с 1 января 2021 года составит 12 792 рублей(+5,5%).

????Производственный календарь на 2020-2021 годы (с учетом карантина). Смотрите.

???? Мы подготовили 8 таблиц в которых описали все меры (отсрочка подачи отчетности, платежей, взносов) по спасению бизнеса при эпидемии коронавируса.

???? Сроки отчетности перенесли на из-за пандемии коронавируса (в основном на 6 месяцев).

???? Мы подготовили новый коронавирусный налоговый календарь на 2021 год. Со всеми выходными, переносами и изменениями.

???? С 1 апреля 2020 года больничные должны быть не ниже МРОТ

% С 1 апреля 2020 года для малых и средних страховые взносы снизили в 2 раза

???? С 2020 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 408,33 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

  • ???? ИП без работников в сфере услуг и продажи товаров собственного производства отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2021 года.
  • Для расчетов
  • Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации и вывод в Excel БЕСПЛАТНО.
  • Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.
  • Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.
  • Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Для регистрации

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ОООв Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г.

Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д.

10-12, литер «О» (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Ссылки

Центры и фонды поддержки малого бизнеса Москвы, Петербурга, других городов России.

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

Сервис для ведения налогового учёта онлайн для ИП и для организаций.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.
Читайте также:  Смена организационно-правовой формы обнулит базу по взносам

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Понятие и виды налогово-правовых норм | Студент-Сервис

  • Налогово-правовые нормы являются первичными элементами налоговых правоотношений и
    представляют собой правила поведения участников налоговых правоотношений.
  • Структура нормы налогового права разделяется на три компонента:
  • гипотезу;
  • диспозицию;
  • санкцию.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть налоговые
правоотношения, и указывает на участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.

  1. Диспозиция – “сердцевина” нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники
  2. Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям налогово-правовых норм. К
  3. Общепринято нормы налогового права подразделять на два вида:

налоговых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Например, уплата либо неуплата налога.
санкциям относятся пени, штрафы и т.д.
Классификация налогово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

  1. регулятивные – налогово-правовые нормы, содержащие предписанное правило поведения;
  2. охранительные – налогово-правовые нормы, предусматривающие меры государственного
    принуждения к лицам, нарушившим законодательство о налогах и сборах.

В зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний они подразделяются на:

  • обязывающие – содержат предписания и обязывают участников налоговых отношений совершить определенные действия;
  • управомочивающие – предоставляют участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения (как правило, этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель);
  • запретительные – предписывают участникам налоговых отношений воздерживаться от
    определенных действий.

Главная особенность налогово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает юридическим лицам и гражданам правила поведения по соблюдению законодательства о налогах и сборах.
Так, в соответствии с п.

1 ст. 3 НК РФ “каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и
равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога”.

Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые

акты, действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени установлено в ст. 5 НК РФ. Так, срок вступления в силу актов законодательства:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • о налогах – определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
    опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • о сборах – определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
    опубликования.

Действие нормативного акта в пространстве и по кругу лиц также определяется датой вступления нормативного правового акта в силу.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов
муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормы налогового права распространяются на все субъекты гражданского права, если в
соответствующем акте (норме права) не установлено иное.

По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

  • организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками
    сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Все названные участники наделены налоговым законодательством определенными правами и
обязанностями и потому способны выступать реальными участниками (субъектами) правовых
отношений, регулируемых нормативными актами о налогах и сборах.
В ст.

9 НК РФ не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные
организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления
налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели).

Но данные лица также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.

В настоящее время в НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих прекращение
действия актов налогового законодательства. Но исходя из анализа сложившейся практики, можно

сделать вывод о том, что налогово-правовые нормы утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо истечения срока действия закона.

Рассматривая действие норм налогового права в пространстве, необходимо отметить ст. 4
Конституции РФ, в которой говорится, что Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями. Регулирование налоговых отношений в данной сфере осуществляется только в пределах, установленных актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.
Конституционный запрет придавать закону обратную силу не может быть обойден при помощи
каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких
обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях
чрезвычайного положения, тем самым устанавливая, что закон не имеет обратной силы.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам,
устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации, а также на акты органов местного самоуправления.

Действие норм налогового законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации действуют на территории данного субъекта Федерации.

Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.

Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных
договоров, оговоренные в ст. 7 НК РФ.

Нормы налогового законодательства регулируют властные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Нормативные акты о налогах и сборах распространяются:

  • во-первых, на все имущественные отношения в сфере взимания налогов и сборов, основанные на властном подчинении организаций и граждан требованиям публичной власти;
  • во-вторых, на отношения в сфере налогового администрирования, т.е. на властные отношения,
    складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности;
  • в-третьих, на властно-организационные отношения между самими органами государственной
    власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов.

Таким образом, можно сделать вывод, что действие нормативных правовых актов в пространстве
позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт.

Проблемы подзаконного нормативного регулирования в налоговом праве

ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ НК РФ Отсылки к нормативным актам Правительства РФ содержатся, в частности, в: подп. 5 п. 1 ст. 67; п. 4 ст. 131; подп. 1, 2, 8 п. 2 ст. 149; п. 1, 3, 7, 13, 14 ст. 150; п. 4 ст. 154; подп. 7 п. 1 ст. 164; п.  12 ст. 165; п. 13 ст. 167; п. 8 ст. 169; п. 2 ст. 186; п. 6, 7 ст. 217; подп.

3 п. 1 ст. 219; подп. 14 п. 1 ст. 251; подп. 2 п. 7 ст. 254; п. 1, 4 ст. 258; п. 6 ст. 259; п. 2 ст. 262; подп. 11, 13, 33, 39 п. 1 ст. 264; подп. 2 п. 1 ст. 265; п. 38 ст. 270; подп. 1 п. 4 ст. 284; подп. 4 п. 2 ст. 296; подп. 3 п. 2 ст. 336; подп. 1, 4, 5 п. 1 ст. 342; п. 3 ст. 342; п. 3, 4 ст. 346.2; п. 5 ст. 395; п. 14 ст. 396.

Проблема отсутствия подзаконного нормативного акта

Следует обратить внимание, что в настоящее время не во всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях приняты подзаконные акты, например:

  • отсутствует перечень товаров, освобождаемых от обложения НДС в области исследования и использования космического пространства (п. 13 ст. 150 НК РФ);
  • не утвержден перечень фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, гранты которых не учитыва-ются в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • не принят перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Рассмотрим возможные последствия отсутствия соответствующих подзаконных актов. С одной стороны, подзаконный акт можно рассматривать в качестве условия применения нормы, в которой на него имеется ссылка.

Соответственно отсутствие такого акта исключает возможность применения отсылочной статьи.

С другой стороны, отсутствие подзаконного акта можно рассматривать как пробел в правовом регулировании, который, однако, не должен препятствовать реализации положений соответствующей нормы закона.

В правоприменительной практике находят отражение оба варианта. В этом смысле показательна практика применения статьи 152 НК РФ. В пункте 3 этой статьи1 значилось, что порядок уплаты налога на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством РФ. Однако Правительством РФ такой порядок не был установлен.

 По мнению Минфина России2, статья 152 НК РФ не могла применяться в силу отсутствия подзаконного нормативного акта. Однако, например, ФАС Северо-Западного округа3 считал, что эта статья является действующей нормой несмотря на отсутствие установленного Правительством РФ порядка и должна учитываться при разрешении налоговых споров.

На наш взгляд, позиция суда более обоснованна. Основная функция органов исполнительной власти – реализация положений нормативных актов, принятых законодателем. Поэтому, если сила закона поставлена в зависимость от принятия подзаконного акта, налицо нарушение общеправового принципа разделения властей. Именно к несоблюдению этого принципа ведет рассмотрение подзаконного акта, на который есть ссылка, в качестве условия применения закона. Так, пунктом 11 статьи 381 НК РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций в отношении железно-дорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопро-водов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объ-ектов. При этом перечень имущества, относящегося к указанным объектам, должен утверждаться Правительством РФ.

В своих разъяснениях Минфин России указывал, что до утверждения перечня, предусмотренного в пункте 11 статьи 381 НК РФ, льгота не применяется4. Руководствуясь этой позицией, налоговые органы отказывали налогоплательщикам в применении льготы по налогу на имущество.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *