Процесс деофшоризации в России — законодательные моменты

Сегодня мы разберем достаточно молодой, но весьма популярный термин, который скрывает под собой целый комплекс государственных мер. Это деофшоризация. Представим трактовку понятия, законодательные акты, подтверждающие этот процесс. Рассмотрим, что такое офшоры, почему они нежелательны для экономики государства.

Определение понятия

Деофшоризация — это комплекс мероприятий, который направлен на исключение или снижение вовлеченности в государственный хозяйственный оборот резидентов РФ, выступающих под маской иностранных лиц (или использующих нормы иностранного права), преследуя цели незаконного ухода от налогов. Такие мероприятия проводятся в разных сферах — законодательной, правоприменительной и информационной.

И это не единственная формулировка понятия. Унифицированной его характеристики пока что не существует. Также деофшоризация — это:

  • Борьба с самими офшорами, а также ужесточение контроля над операциями, что проходят в офшорных зонах.
  • Комплекс мероприятий по «оздоровлению» бизнеса в рамках государственной политики.
  • Один из факторов развития экономики, облегчающий ведение честного бизнеса.

Деофшоризация — это термин, который стал использоваться в российской экономике сравнительно недавно, с 2013 года. Государственные мероприятия, названные данным понятием, призваны наложить запреты на использование офшоров и иностранных компаний резидентами РФ.

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Что такое офшор?

Чтобы до конца уяснить смысл понятия, которым мы будем оперировать, нужно четко представлять значение слова «офшор». Что это простым языком?

Термин происходит от англ. offshore — «вне берега». Это финансовые центры, которые привлекают иностранный капитал налоговыми и административными льготами. Офшором может быть и определенная зона, и целая страна. Второе популярное название — «финансовый рай». Так их зон сегодня в мире немало — порядка 50.

Около 10 % финансовых накоплений на планете сконцентрированы именно в офшорных зонах. Если перейти к конкретным цифрам, то порядка 32 триллионов долларов. А это превышает объединенный ВВП двух самых развитых стран мира — Японии и Соединенных Штатов.

Офшор. Что это простым языком? Офшорная компания — это фирма, которая зарегистрирована иностранным предпринимателем в зоне с благоприятным налоговым климатом.

Ошибкой считать сами офшоры незаконными. Но нельзя отрицать факта, что они широко используются для различных экономических преступлений.

Как то: применение экономических мошеннических схем, криминальное «отмывание» денег.

Популярна и такая практика: в офшорах регистрируют свои компании государственные чиновники, которым закон запрещает ведение бизнеса. Яркий пример такого нарушения — громкое «Панамское досье».

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Офшоры бывают разные

Также важно четко различать основные разновидности офшоров:

  • Полная офшоризация. Такие зоны, где компании полностью освобождаются от отчетности. Процент налогов на прибыль тут невероятно низкий. Или же предприниматели просто уплачивают фиксированную сумму. Где-то и вовсе бизнесмен может быть полностью освобожден от уплаты налогов. К таким зонам относят Сейшелы, Кипр, Доминику, Британские Виргинские острова, Белиз, Невис, Федерацию Сент Китс.
  • Налоговая офшорная зона. Тут вводятся пониженные налоговые ставки. Однако компании не освобождаются от учета своей деятельности, сдачи налоговой отчетности. Подобными зонами сегодня считаются Панама, Гонконг, Шотландия.
  • «Налоговые оазисы». Определенная ограниченная офшорная территория внутри какого-либо государства.

Сегодня в мире самым популярным офшором считаются Виргинские острова. Зона привлекает бизнесменов простотой как регистрации, так и ведения бизнеса, отсутствием налоговых платежей. Кроме того, предпринимателю гарантируется полная конфиденциальность его личных данных: о проведенных финансовых операциях, личности, получаемой прибыли.

Законное использование

Деофшоризация экономики в Российской Федерации вовсе не означает полный запрет на регистрацию российскими предпринимателями фирм в иностранных государствах. Допускается следующее законное использование офшоров:

  • Создание совместных компаний с иностранными партнерами.
  • Защита прав бизнесменов в условиях более развитой юридической системы, с применением пока отсутствующих в РФ финансовых инструментов.
  • Создание специальных механизмов, обеспечивающих защиту активов и наследование собственности.
  • Проведение благотворительной деятельности и проч.

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Незаконное использование

Российское государство при этом активно борется со злоупотреблением офшорами. Это незаконное их использование в следующих целях:

  • Легализация финансовых средств, полученных криминальным путем.
  • Уклонение от уплаты налогов.
  • Накопление прибыли, не облагаемой налогом, вне территории Российской Федерации.
  • Рейдерство, применение мошеннических схем по «отмыванию» денег и проч.

Закон о деофшоризации, таким образом, не отменяет использование офшоров — не важно, где бизнесмен зарегистрировал компанию. Важно, чтобы его фирма не уклонялась от уплаты полагающихся налогов.

Основные задачи по деофшоризации

Правительство РФ для решения данной проблемы вводит следующие меры по деофшоризации российской экономики:

  • Обеспечение усиления прозрачности офшорных компаний.
  • Выявление реальных бенефициаров. То есть граждан, которые на деле являются собственниками активов, хозяйственных субъектов и прочих ценностей, зарегистрированных в офшорных зонах на подставных лиц.
  • Улучшение международного информационно-налогового сотрудничества.
  • Определение истинных причин, которые побуждают российских предпринимателей регистрировать свой бизнес в офшорных зонах.
  • Устрание (или минимизирование) влияния данных причин на отечественный бизнес.
  • Стимулирование возвращения предпринимателей из офшоров на территорию Российской Федерации.

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Причины ухода в офшор

Чтобы итоги деофшоризации были результативными, Правительству нужно четко знать, что же подтолкнуло бизнесменов к регистрации компании в офшорной зоне, а не на территории РФ.

На сегодня экономисты выделяют следующие главные причины:

  • Несовершенство законодательства Российской Федерации.
  • Неблагоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций.
  • Неразвитый фондовый рынок.
  • Неэффективная судебная система.
  • Сложные условия для активного ведения бизнеса.

Теоретическое устранение

В теории, для устранения вышеперечисленных причин правительству Российской Федерации необходимо сделать следующее:

  • Реализовывать внутри РФ принципы правовых государств.
  • Соблюдать законные свободы и права своих граждан.
  • Укреплять демократические институты общества.
  • Искоренять коррупцию и бюрократию.
  • Создавать благоприятные условия для регистрации и последующего ведения бизнеса в РФ. К примеру, устранить чрезмерное вмешательство чиновнического аппарата в экономику.

Для непосредственного воплощения этих тенденций деофшоризации в жизнь был принят целый комплекс нормативных и правовых актов.

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Нормативные документы РФ

В Российской Федерации на сегодня введен целый ряд нормативных актов, напрямую связанных с деофшоризацией бизнеса:

  • Указ Президента РФ «О долгосрочной экономической государственной политике» (7.05.2012). В данном акте глава государства поручил Правительству реализовать меры по обеспечению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ. В том числе это и противодействие уклонению от отчисления налогов в РФ путем создания офшорных фирм и компаний-однодневок.
  • Послание Федеральному Собранию Президента РФ (12.12.2012). В документе глава государства сформулировал необходимость разработки комплексных, взаимосвязанных мер по деофшоризации российской экономики.
  • «Черные списки» офшорных зон, составляемые и контролируемые ФНС РФ, Министерством финансов, Центробанком.
  • ФЗ № 376 (принят в 2014-м, внесены поправки в 2015, 2016 гг.) «О налогообложении зарубежных контролируемых компаний и доходов иностранных фирм». Считается первым антиофшорным законом в РФ.
  • ФЗ № 115 «О противодействии отмыванию преступной прибыли» (2001).
  • ФЗ № 140 «О добровольном декларировании активов и счетов в банковских организациях» (2015).
  • ФЗ № 44 «Контрактная система государственных закупок» (2013).
  • Программа по деофшоризации отечественной экономики «Повышение привлекательности для российского бизнеса отечественной юрисдикции».

Познакомимся теперь с главным законодательным актом из списка.

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Антиофшорный закон

Главное решение Правительства о деофшоризации — это принятие ФЗ № 376, который внес значимые изменения в Налоговый кодекс в 2014 году. Документ также называют законом об антиофшоризации.

Если предельно кратко изложить содержание этого нормативного акта, то можно уместиться в два тезиса:

  • Прибыль, что российские резиденты получают в офшорах, должна облагаться налогами по отечественному законодательству.
  • Уведомление налоговой службы об участии (прямом или косвенном) российских физических или юридических лиц в иностранных компаниях. А также последующее декларирование их прибыли согласно доле участия.

Кроме того, ФЗ № 376 (2014) ввел в Налоговый кодекс ряд не применяющихся ранее понятий: «контролирующие лица», КИК («контролируемая иностранная компания»), «фактический получатель прибыли» и проч.

Изменение законодательства

ФЗ № 150 (2015) и ФЗ № 32 (2016) внесли следующие поправки в главный российский деофшорный закон:

  • Срок подачи уведомления об участии в иностранной фирме (или о прекращении такого участия) увеличен с 1 до 3 месяцев.
  • Факт получения дохода не признается в том случае, если он получен в итоге передачи правомочий на получение прибыли между членами одной семьи (касается иностранных юридических лиц).
  • Налогообложение в случае продажи ценных бумаг, которые контролирующее лицо приобрело у своей контролируемой фирмы.
  • Условия освобождения прибыли контролируемых зарубежных компаний от налогообложения в РФ.
  • Конкретизация круга взаимосвязанных лиц.
  • Обязательный контроль всех внешнеторговых операций с офшорными фирмами, размер которых превышает 60 млн рублей в год.
  • Введение санкций за регистрацию фирм через подставных лиц.
  • Установление ответственности за использование незаконной документации, удостоверяющей личность, при регистрации фирмы-однодневки.

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Офшоры сами по себе не являются преступными. Но многие недобросовестные бизнесмены используют их для отмывания доходов, сокрытия от налогов. Против таких предпринимателей и направлена деофшоризация в РФ.

Реализация требований законодательства РФ по деофшоризации



Проблема вывода капиталов в офшоры и низконалоговые юрисдикции является достаточно острой как в Российской Федерации, так и для стран с развитой рыночной экономикой.

Читайте также:  ОДВ-1 в 2021 году - образец заполнения

Для национальной экономики любого государства вывод средств в офшоры, в первую очередь, представляет собой утечку капитала, влекущую прямые потери бюджета посредством снижения размера налогов, уплачиваемых компаниями.

Первая волна мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, положила начало глобальной борьбе с офшорами и повсеместному распространению политики деофшоризации.

Первым шагом в мировой борьбе с офшорами стала публикация Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2009 году «черного», «серого» и «белого» списков юрисдикций в зависимости от их соответствия мировым стандартам обмена финансовой информацией.

К «белому» списку относятся юрисдикции, внедрившие у себя утвержденные на международном уровне налоговые стандарты, к «серому» списку относятся юрисдикции, планирующие внедрить данные стандарты, а к «черному» — не принявшие на себя никаких обязательств по данному вопросу.

Перечень стран, относящихся к тому или иному списку, постоянно корректируется [1].

Другой инициативой, направленной на противодействие выводу прибыли из-под налогообложения сегодня является проект BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Цель данного проекта — анализ действующих страновых правил налогообложения с точки зрения возможности переноса налогооблагаемой базы в низконалоговые юрисдикции.

Планируется, что эффективное внедрение и использование данного проекта позволит разработать сбалансированную и дееспособную стратегию для стран, столкнувшихся с проблемой размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Не смотря на то, что данная инициатива не вступила в действие в полной мере, уже сейчас можно говорить о некоторых результатах. Так, например, Люксембург отменяет свой льготный режим обложения интеллектуальной собственности, так как он не соответствует разделу 5 BEPS. Схожие изменения происходят на Кипре.

Еще одним шагом в борьбе с офшорами стали правила GAAR (General Anti- Avoidance Rules — Общие правила борьбы с уклонением от налогов).

Данные правила представляют собой концепцию борьбы государства с налоговыми уклонистами, препятствующую схемам, главной целью которых является получение неправомерных налоговых преимуществ.

В том или ином виде эти правила приняты в десятках стран по всему миру (например, Голландия, Ирландия, Великобритания, Россия). Правила применения GAAR, могут закрепляться как во внутреннем законодательстве государства, так и в его двусторонних международных договорах по вопросам налогообложения.

Борьба с офшоризацией российской экономики является одним из приоритетных направлений развития налоговой системы Российской Федерации. На рисунке 1 представлена статистика Центрального банка Российской Федерации по чистому ввозу (-) /вывозу (+) капитала частным сектором в 2000–2014 гг. (по данным Центрального банка Российской Федерации)[2].

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Рис. 1. Чистый ввоз/ вывоз капитала частным сектором, 2000–2014 г.

Согласно исследованиям Boston Consulting Group на начало 2015 года объем частных состояний в России вырос на 24,7 % к уровню двухгодичной давности и составил $2 трлн.

Почти четверть этой суммы — 24 % — пришлась на офшоры, причем за 2014 год их доля выросла примерно в 1,5 раза по сравнению со средним уровнем 2009–2013 годов.

По прогнозу аналитиков, эта «офшорная доля» в российских капиталах к 2019 году изменится незначительно и составит 22 % [3].

Французский экономист Габриэль Зукман, в своей книге «Спрятанное богатство народов», вышедшей в конце 2015 года, представил результаты исследования, согласно которым 52 % всех российских финансовых активов выведено за пределы РФ. Указанная сумма составляет примерно 200 миллиардов долларов средств, с которых бюджет Российской Федерации недополучил налоги.

Согласно Зукману по доле активов, вложенных в офшоры, Российская Федерация уступает лишь странам Персидского залива, у которых в офшорные юрисдикции выведено57 % активов.

Однако по абсолютным значениям российская экономика значительно уступает США и странам Европы, несмотря на то, что процентные значения выведенных в офшоры средств составляют 4 % и 10 % активов соответственно [4].

Согласно исследованиям, проведенным Центром по налоговой справедливости США и Исследовательской группой образовательного фонда 500 крупнейших американских компаний укрывают более $2,1 трлн за границей, чтобы избежать американских налогов, и должны примерно $620 млрд в случае возврата этих средств.

Так, например, компания Apple держит за границей $181,1 млрд. Если бы активы находились в Америке, компании пришлось бы заплатить $59,2 млрд налогов.

Конгломерат General Electric хранит $119 млрд в 18 дочерних компаниях за пределами США, Microsoft — $108,3 млрд в 5-ти, фармацевтическая компания Pfizer — $74 млрд в 151-й [5].

Таким образом, несмотря на все вышеперечисленные меры, принятые мировым сообществом для борьбы с офшорами, и активный поиск новых методов борьбы с уклонением от уплаты налогов посредством вывода средств в офшоры, решить данную проблему пока не удается.

Качественно новым витком борьбы с офшорами в Российской Федерации стал Федеральный закон от 24.11.

2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее — Федеральный закон N 376-ФЗ), который явил собой значительный шаг в направлении деофшоризации экономики России.

  • Федеральный закон N 376-ФЗ внес новые понятия в налоговое законодательство РФ, а также закрепил новые обязанности за отдельными налогоплательщиками.
  • Как сказано в Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, в настоящий момент перед Россией, как и перед большинством стран мира, стоит вопрос о борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, в частности, путем:
  • – выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами;
  • – манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование);
  • – выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Законодательство о деофшоризации обязывает резидентов Российской Федерации формировать и предоставлять в налоговый орган уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (Уведомление об ИО) и уведомление о контролируемых иностранных компаниях (Уведомление о КИК).

Налогоплательщики российские организации обязаны подавать Уведомление об ИО и Уведомление о КИК в электронном виде, физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Кроме того, в рамках законодательства о деофшоризации налогоплательщик обязан учитывать сумму прибыли КИК при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу (налог на доходы физических лиц либо налог на прибыль организаций).

  1. Таким образом, для обеспечения соответствия требованиям законодательства о деофшоризации компаниям необходимо реализовать следующие новые процессы:
  2. – Формирование Уведомления об ИО;
  3. – Формирование Уведомления о КИК;
  4. – Отбор КИК, прибыль которых подлежит налогообложению в РФ;
  5. – Расчет прибыли КИК для налогообложения в РФ.

Указанные процессы по деофшоризации предполагают подготовку и сбор большого объема различной информации, а Уведомления должны подаваться в электронном виде (XML-формат).

Таким образом, учитывая вышесказанное, а также тот факт, что на данном этапе развития экономики — этапе неоэкономики — когда в качестве движущей силы рассматриваются именно неосязаемые активы, для компаний целесообразно осуществить автоматизацию данных процессов.

Отчетность, вводимая законодательством о деофшоризации, в первую очередь актуальна для компаний, имеющих разветвленную структуру, с дочерними организациями, зарегистрированными за пределами России.

К крупнейшим компаниям России, которые с введением закона о деофшоризации обязаны подавать новую отчетность, относится «Базовый элемент», холдинг «Evraz Group S. A».

, холдинг «Металлоинвест», ОАО «Мечел», Новолипецкий металлургический комбинат, крупные добывающие компании «Polyus Gold» и «Polymetal», крупные сетевые торговые компании («Седьмой континент», «Пятерочка», «Дикси», «Перекресток») и многие другие.

Законодательство о деофшоризации также ставит новые задачи перед государством, в частности, налоговыми органами.

Требования, предъявляемые к формируемой в рамках закона отчетности, предполагают наличие серьезной информационной инфраструктуры в налоговых органах, поскольку ручная либо полуавтоматическая проверка Уведомлений в XML-формате невозможна.

Вместе с тем, неполный либо некачественный анализ предоставляемых налогоплательщиками Уведомлений ведет к значительным потерям бюджета.

При формировании отчетности в целях законодательства о деофшоризации можно выделить два типа рисков, актуальных для холдинговых компаний:

  1. Риски, связанные с ошибками в отчетности и, как следствие, штрафными санкциями со стороны налоговых органов;
  2. Риски, связанные с несовершенством существующего законодательства.

Влияние рисков, относящихся к первой группе, может быть минимизировано, в первую очередь, посредством автоматизации процесса формирования отчетности. Внедрение автоматизированного решения позволит минимизировать ошибки, связанные с «человеческим фактором», а также обеспечит полноту и единство данных, отображаемых в отчетности в целях деофшоризации.

Влияние рисков, относящихся ко второй группе, может быть минимизировано посредством, например, реализации опционального подхода к формированию отчетности. В автоматизированном решении может быть реализована функциональность, позволяющая формировать отчетность с учетом последних изменений и разъяснений законодательства.

Читайте также:  Порядок смены объекта налогообложения при УСН «доходы»

Автоматизация требований законодательства о деофшоризации позволит минимизировать риски подачи введенной отчетности, а также значительно сократить трудозатраты при формировании данной отчетности.

Таким образом, проблема деофшоризации российской экономики сегодня является как никогда актуальной. Правительство РФ, в соответствии с общемировой тенденцией, предпринимает меры, направленные на борьбу с выводом средств в офшорные зоны и низконалоговые юрисдикции.

Одной из главных подобных мер стало введение «деофшоризационного» закона, вступившего в силу 1 января 2015 года, требующего значительных усилий в подготовке отчетности со стороны холдинговых компаний и усилий по верификации предоставляемых налогоплательщиками данных со стороны государства.

Деофшоризационный закон ставит перед компаниями новые задачи, решение которых осложняется несовершенством текущей нормативно-правовой базы. Существующее законодательство подвержено частым изменениям и, как следствие, изменениям подвержены требования, предъявляемые к предоставляемой в налоговые органы отчетности.

Данная проблема может быть решена, в первую очередь, с помощью разработки информационной системы, обладающей гибкими настройками, адаптируемостью к изменяющимся требованиям законодательства.

На текущий момент на рынке представлен широкий выбор автоматизированных решений, позволяющих формировать отчетность, соответствующую требованиям законодательства о деофшоризации, однако не все они охватывают полный перечень требуемых функций и удобны для пользователя.

Так, перед компаниями, занимающимися разработкой информационных решений стоит задача разработки информационной системы, которая бы позволила полностью удовлетворить требования законодательства и решала бы проблему гибкости в части состава данных, их структуры и содержания формируемой отчетности.

Литература:

  1. Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013. — 63 с.

Процесс деофшоризации в России — законодательные моменты

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице): 

Использование офшоров
Законное Незаконное
Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами Уклонение от налогов
Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов Легализация полученных преступным путем средств
Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ
Благотворительная деятельность и др. Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;

Деофшоризация в России

Государственная Дума РФ 18 ноября во втором и третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” и хотя и слово “деофшоризация” в названии и тексте закона не прозвучало, но по факту новый закон, по примеру законов многих других стран, в том числе и США, направлен на то, чтобы уменьшить отток капитала и направить его в бюджет.

Пока что резидентам РФ регистрировать компании в офшорных юрисдикциях не запрещено, однако существенно усложняется использование офшорной компании с целью уплаты налогов по заниженной ставке, которые такими юрисдикциями предлагаются.

По сути, деофшоризация это общая мировая тенденция, и в контексте санкций,  падения рубля и цен на нефть,  вроде и логично принятия такого закона, который бы направил потоки денег в бюджет. По предварительным подсчётам, благодаря новому закону, за год бюджет может дополучить 5-6 милиардов долларов.  

Однако есть и другая сторона. В нынешних условиях оттока иностранных инвестиций  и падения национальной валюты, дополнительная налоговая нагрузка как минимум станет тормозом экономического роста, а некоторым компаниям вообще станет невозможно работать в плюс после выплаты всех новых налоговых обязательств. 

Сразу после принятия закона Минфин анонсировал, что к весне будет рассматривать варианты смягчить закон, однако пока что стоит ориентироваться на существующий текст, поскольку неизвестно когда будут выполнены эти обещания и будут ли выполнены вообще.

Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и  обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб в 2016 году и 10 млн рублей после 2017 года.

Так же закон вносит новые понятия “Контролирующее лицо” и “Контролируемая иностранная компания”.

Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а так же гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10%  в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ.  

Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%.

Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.

Исходя из изложенного следует, что если на тебя (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.

Если гражданин примет решение не сообщать в налоговый орган  о наличии у него контролирующей доли  в иностранной компании, за каждую компанию новый закон предлагает налагать штраф в размере 100 тысяч рублей. И все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушитель тоже освобождаться не будет.

Кстати хотелось бы привести цифры для того, чтобы дать возможность осознать масштабы вопроса: в офшорных юрисдикциях находится примерно 36 триллионов долларов активов. Это соответствует суммарной величине всех долларовых резервов всех мировых центробанков.  

Читайте также:  Онлайн ККТ: как должны быть настроены часы

Это больше, чем суммарный ВВП США и Китая. Российских денег там не более триллиона, и хоть в масштабах общей суммы активов это не так уж и много, но эта сумма значительна для России.

  • Первой мыслью конечно после ознакомления  с нововведениями может быть: а как фискальные органы получат информацию о нерезидентах, ведь закон РФ может обязать своих граждан подавать информацию, но иностранные юрисдикции, обязать раскрывать всех бенефициаров и акционеров невозможно?
  • С одной стороны так и есть, однако в октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях, где представителями 51 страны было подписано соглашение, предусматривающему ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, и Россия заявила о намерении присоединиться к данному соглашению.  
  • Таким образом, информация будет предоставляться даже не по запросу, а автоматически.

Помимо этого, уже сейчас действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.), в рамках которых предусмотрен обмен информации в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.  

Также, обмен информации о выгодополучателях между государствами может происходит по принципу взаимности да и просто утечка информации может обеспечить фискальные органы всем необходимым. Поэтому не стоит надеяться на то, что просто игнорирование требования подачи информации в налоговую службу избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.

Однако сколько за историю борьбы с офшорами ни пытались прикрыть возможность использования других юрисдикций для вывода капитала или для минимизации налогов, всегда находились пути обхода любого, даже самого строго законодательства и данный случай — не исключение.

Новый закон оказался неожиданно на руку компаниям, предоставляющим услуги по получению второго паспорта. Они предлагают все нерезидентные компании регистрировать на второй паспорт (Сент Китс, Гренада, Доминика и т.д.

), но поскольку стоимост такого паспорта начинается с 500,000 долларов, на этом варианте мы даже не останавливаемся, так как странно предлагать решение, которое может стоить больше, чем то, чего мы с помощью этого решения хотим избежать.

Конечно, на данном этапе нет одного универсального пути обойти последствия нового закона , который мог бы подойти для любой деятельности в любой юрисдикцией, не зря же над законом трудилось много специалистов в попытке обрубить все старые алгоритмы. Но выход есть всегда, даже из самых сложных ситуаций, правда теперь каждый частный случай необходимо рассматривать отдельно и находить индивидуальное решение.

 Для таких целей сущестуют юридические компании, предоставляющие услуги по регистрации, сопровождению иностранных компаний и налоговому планированию и они, рассмотрев каждый индивидуальный случай, смогут подобрать подходящее решение.

Как итог хотелось бы заметить, что офшорные юрисдикции уже существуют много лет и правила регулирования их деятельности и раскрытия инофрмации все время меняются и дополняются, так как любая страна не хочет выпускать потоки денег в налоговые гавани, где за ними невозможно проследить, однако всегда находятся способы приспособиться к новым правилам.

Международная и российская политика деофшоризации

Происходящие во всем мире процессы, направленные на раскрытие информации о принадлежащих физическим лицам счетах, активах, компаниях и т.п., справедливо называют началом «эры прозрачности».

Очень серьезные усилия предпринимаются для того, чтобы информация стала эффективным орудием в руках налоговых органов.

Все эти действия направлены на деофшоризацию мировой экономики в целом и российской экономики в частности как ее пока еще неотъемлемой части.

Существо процесса

До середины 2000-х существовала ситуация, когда обмен информацией по запросу являлся единственным общепринятым стандартом обмена информацией, что значительно затрудняло работу налоговых органов по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов, перемещения доходов без существенного налогообложения в офшорные безналоговые юрисдикции и прочих налоговых злоупотреблений.

Однако 18 марта 2010 г. США приняли Закон FATCA, основная цель которого состояла в предотвращении уклонения от уплаты налогов гражданами и налоговыми резидентами США.

Поступление информации от иностранных банков в отношении владельцев счетов – граждан США и юридических лиц, находящихся под контролем США, и предоставление таких сведений налоговой службе обеспечивались возможностью применения финансовых санкций со стороны США, которые контролируют все операции в долларах через корреспондентские счета.

Вынужденно применяя стандарт FATCA на практике и убедившись в эффективности автоматического направления финансовыми учреждениями отчетов в налоговые органы, прочие государства задумались о создании собственного автоматического обмена, когда обязательства предоставления информации закрепляются в национальном праве, информация направляется в национальные компетентные органы, а затем передается другим государствам.

С использованием FATCA как основы, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан всемирный стандарт обмена информацией, который затем стал «общим стандартом предоставления информации» (CRS).

Данный стандарт автоматического обмена внедряется в более чем 100 государствах и территориях, включая практически все мировые финансовые центры. Кроме того, он был закреплен в директиве ЕС. Это обеспечило качественное изменение способности международного сообщества противодействовать уклонению от налогообложения с помощью офшоров.

Также ОЭСР разработала План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), который определяет 15 конкретных действий. С их помощью правительства государств получат возможность предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения. Основная цель принимаемых мер – борьба с налоговой недобросовестностью.

Например, план предусматривает пересмотр подхода к трансфертному ценообразованию, ужесточение правил налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, разработку рекомендаций по противодействию уклонению от уплаты налогов в условиях «цифровой экономики». При повсеместном воплощении данные действия позволят сократить существенные различия между странами в области налогообложения, которые могут быть использованы недобросовестными налогоплательщиками.

Во многом стандарт предоставления информации опирается на финансовые организации: они находятся на передовой внедрения и применения.

Кроме того, запущен портал всеобщего стандарта обмена информацией (CRS), содержащий соответствующую информацию, в частности сведения об идентификационных номерах налогоплательщика (TIN) для помощи финансовым организациям в работе с CRS. Ведется учет стран, которые обмениваются налоговой информацией между собой.

Также ОЭСР продолжает работу по разработке проекта TRACE (Treaty Relief and Compliance Enhancement) – общей модели освобождения от удержания налога у источника, которая усилит действие CRS для достижения максимальной эффективности.

Ведется работа по составлению «черных списков» не желающих сотрудничать юрисдикций, платежи в адрес которых всегда облагаются у источника. Видя бесперспективность сопротивления глобальному процессу, даже самые закрытые ранее офшорные юрисдикции вступают в диалог и принимают правила игры ради снятия ограничений.

Наконец, автоматический обмен налоговой информацией впервые состоялся на практике в рамках ЕС в 2017 г.

Центральная идея

Главная идея всех предпринимаемых усилий – обеспечение прозрачности корпоративного управления, раскрытия информации о получаемых иностранными налоговыми резидентами доходах, уведомления государствами друг друга об открытии такими лицами как личных, так и корпоративных банковских счетов для своих компаний, получающих в основном пассивные доходы, и т.д., поскольку выявление таких фактов было ранее очень сильно затруднено.

Должны быть достигнуты условия, когда обо всех активах, доходах, подконтрольных компаниях и счетах конкретного физического и юридического лица налоговые органы государства, где такое лицо признается налоговым резидентом, будут узнавать от своих зарубежных коллег, а не только от самого налогоплательщика, обеспечивая систему двойного налогового контроля.

Особое значение придается борьбе со злоупотреблением положениями налоговых соглашений.

Поскольку именно налоговые консультанты в рамках налогового планирования создают конструкции, обеспечивающие условия для значительной налоговой экономии, на них и их клиентов вскоре будут возложены обязанности по информированию властей о разработке схем агрессивного налогового планирования, соответствующее законодательство уже разработано и внедряется в ЕС.

Участие России в процессе деофшоризации

Россия является одним из самых активных участников процесса деофшоризации мировой экономики, поскольку существенный отток капитала из страны и необоснованное сокращение налоговых поступлений не оставляют контролирующие органы равнодушными.

Так, Российская Федерация системно изменяет собственные международные налоговые соглашения в части ограничений применения льгот, обмена информацией и ставок налога у источника. 

Наше государство подписало и Многостороннюю конвенцию (MLI) по реализации мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли (BEPS) в июле 2017 г., ведется подготовка к ее ратификации. В мире заключено более 3000 соглашений об исключении двойного налогообложения, MLI будет применяться совместно с ними, изменяя при этом порядок их применения.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам 4 ноября 2014 г. (с рядом оговорок).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *