Смена организационно-правовой формы обнулит базу по взносам

Смена организационно-правовой формы обнулит базу по взносам

Сегодня рассмотрим тему: «страховые взносы при реорганизации в форме преобразования» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в х к статье.

Как платить и сдавать отчётность (ЕРСВ) по страховым взносам при реорганизации? Особенно если юридическое лицо преобразовалось? В письме от 5 июня 2018 года № БС-4-11/10843 Налоговая служба России разъяснила важные нюансы в отношении исчисления взносов с выплат работникам и заполнения единого расчёта. Напрямую эти вопросы налоговым законодательством не урегулированы.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сначала напомним, что на основании п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ, преобразование юридического лица – это смена одной организационно-правовой формы на другую.

  • права и обязанности реорганизованной фирмы в отношении других лиц не изменяются;
  • меняются права и обязанностей в отношении учредителей (участников), что вызвано самой реорганизацией.

С точки зрения налогов, при реорганизации путем преобразования возникает новое юридическое лицо. А значит, для него актуальны следующие правила действующего законодательства:

На основании п. 2 ст. 55 НК РФ, если организация создана с 01.01 по 30.11 одного календарного года, первый налоговый период для неё начинается со дня создания по 31.12 этого календарного года.

А в письме от 5 июня 2018 года № БС-4-11/10843 ФНС особо отмечает, что НК РФ не предусмотрен механизм правопреемства при определении базы для расчета страховых взносов в случае преобразования плательщика.

Проще говоря, заниматься страховыми взносы при реорганизации в форме преобразования бухгалтер новой фирмы начинает как бы с нуля.

  • при реорганизации юрлица преобразованием расчетный период для возникшей фирмы – это период со дня создания до завершения календарного года;
  • при определении базы для начисления взносов новая фирма не может брать во внимание выплаты и иные вознаграждения, начисленные персоналу реорганизованной структуры;
  • новая фирма в базу для начисления страховых взносов включает выплаты и иные вознаграждения, начисленные работникам, со дня создания этой организации – то есть с даты ее госрегистрации.

Допустим, реорганизация в форме преобразования случилась во 2 квартале расчетного периода. Как заполнить титульный лист единого расчёта по взносам?

Плательщик страховых взносов – вновь созданное юрлицо в поле «Расчетный (отчетный) период»

  • за полугодие ставит код «31»;
  • за 9 месяцев – код «33»;
  • за год – «34».

Основание: Приложение № 3 к Порядку заполнения ЕРСВ (утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).

База по страховым взносам: как ее исчислить после реорганизации аптеки?

Фирфарова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Аптечная компания в I квартале 2018 года прошла процедуру реорганизации в форме преобразования из АО в ООО. Данный факт не явился основанием для расторжения трудовых договоров с работниками аптеки.

В связи с вышесказанным у бухгалтера возник вопрос: как в описанной ситуации определить базу для начисления страховых взносов? Вправе ли аптека учесть при этом выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации (до преобразования)?

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Минтруд начал подготовку к реформе Пенсионного фонда :: Экономика :: РБК

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года.

Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов.

Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт.

Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов.

«То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма.

Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.

Смена организационно-правовой формы обнулит базу по взносам

Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

Читайте также:  Проводки Дебет 71 и Кредит 71, 50 (нюансы)

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Реорганизация обнуляет базу по взносам

  • Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу исчисления страховых взносов при реорганизации плательщика страховых взносов путем преобразования и сообщает.
  • Согласно статье 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов (далее — плательщики) определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
  • Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
  • Таким образом, при реорганизации путем преобразования создается новая организация.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Кодекса, если организация создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации является период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года. Исключений из этой нормы для случаев реорганизации путем преобразования юридических лиц не установлено.

  1. При этом Кодексом не предусмотрен механизм правопреемства при определении базы для исчисления страховых взносов в случае преобразования плательщика страховых взносов.
  2. Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года и, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
  3. При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

В случае, если реорганизация в форме преобразования произошла во втором квартале расчетного периода, то в соответствии с приложением N 3 к Порядку заполнения расчета по страховым взносам, утвержденному приказом ФНС России от 10.10.

2016 N ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок), плательщик страховых взносов — вновь созданное юридическое лицо при заполнении титульного листа расчета по страховым взносам в поле «Расчетный (отчетный) период» за полугодие указывает код «31», за девять месяцев — «33», за год — «34».

Обзор документа

При реорганизации юрлица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года. При определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной компании.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения начиная со дня создания этой организации, т. е. со дня ее госрегистрации.

Если реорганизация в форме преобразования произошла во II квартале расчетного периода, то плательщик — вновь созданное юрлицо при заполнении титульного листа расчета по страховым взносам в поле «Расчетный (отчетный) период» за полугодие указывает код «31», за 9 месяцев — «33», за год — «34».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Реорганизация «обнулит» базу по взносам

Смена организационно-правовой формы обнулит базу по взносам

При реорганизации путем преобразования вновь созданная организация определять базу по страховым взносам во внебюджетные фонды должна, что называется, с нуля. Минтруд в письме от 5 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5634 указал, что компания не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.

Свою позицию чиновники обосновали следующим образом. При реорганизации путем преобразования создается новая организация. А в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Каких-либо исключений из этой нормы для случаев реорганизации юридических лиц не установлено.

Читайте также:  Возможен ли беспроцентный заем между юридическими лицами?

Не предусмотрено Законом № 212-ФЗ и правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.

Так что в подобных ситуациях в базу по взносам следует включать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее госрегистрации.

Представители Минтруда затронули и еще один интересный момент. Дело в том, что в соответствии со статьей 75 Трудового кодекса изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Означает ли это, что базу по взносам при реорганизации можно и не обнулять? Чиновники на этот вопрос дают категорический ответ: «нет». При этом отмечают, что Закон № 212-ФЗ регулирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а Трудовой кодекс устанавливает способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

И не надо их, что называется, «смешивать».

Читать еще:  Среднедневной заработок для расчета отпускных в 2018 году

Минтруда разъяснил, как учитывать базу страховых взносов после реорганизации

Лед тронулся! Минтруд подготовил проект объединения внебюджетных фондов по распоряжению Голиковой — Регионы России

  • Минтруд направил в правительство предложение об изменении организационно-правовой формы трех государственных внебюджетных фондов ПФР, ФОМС и ФСС.
  • ТАСС

Три источника передали эту информацию журналистам. В четверг же появился комментарий официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, который назвал смену юридического статуса контролирующих всю социальную сферу фондов “идеологически новой историй”. Он же послал журналистов за дальнейшими разъяснениями в российское правительство.

Важно понимать, что наделение статусом публично-правовой компании внебюджетных российских фондов подается в информационном пространстве как единственная альтернатива существующему положению. Вскользь упомянуто, что Минтруд предлагает еще преобразовать фонды в некоммерческие организации или казенные учреждения.

Однако именно публично-правовая форма вышла на первый план.

Почему? Потому что еще до назначения на должность социального вице-премьера Татьяна Голикова говорила с января 2018 года и говорит до сих пор об объединении ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, который “должен представлять  уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности”.

Получив статус вице-премьера, женщина-политик продолжила продвигать эту идею и в публичном поле. А в конце года как куратор всей социальной политики правительства внесла предложение об изменении организационной правовой формы государственных внебюджетных фондов, поручив Минтруду подготовить соответствующие рекомендации до 1 апреля 2019 года.

В один мешок 

На IX Гайдаровском форуме Татьяна Голикова, которая тогда продолжала еще возглавлять Счетную палату, сделала предложение об объединении ПФР, ФОМС и ФСС главным заявлением своего доклада.

Татьяна Голикова Российская Газета

По ее мнению, образовавшийся в результате этого сращивания социальный мегарегулятор должен обладать уникальной управленческой структурой, став публичной собственностью: “Это позволит построить управление принципиально новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысит прозрачность его деятельности и обеспечит высокий уровень доверия со стороны населения”. В качестве веского аргумента Голикова назвала цифру, которая уходит на оплату труда всех сотрудников внебюджетных фондов — более 160 тысяч человек обходятся бюджету в 143,8 млрд рублей. Создание единой информационной системы позволило бы сократить эти расходы на персонал.

С другой стороны, статус публично-правовой компании обязал бы публиковать отчетность о деятельности, выполнении стратегии, использования резервов и всех остальных финансов. Де-юре расходование средств на социальное, медицинское и пенсионное страхование граждан стало бы прозрачнее.

Но де-факто ситуация может оказаться обратной, потому что юридические механизмы деятельности публично-правовых компаний в России по-прежнему не разработаны полностью. Закон об этом типе организаций был принят в 2016 году, после чего предполагалось, что все российские госкорпорации перейдут на эту правовую форму.

Однако ни одна из корпораций по этому пути не последовала. На данный момент зарегистрировано только две публично-правовые компании — “Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства” и “Российский экологический оператор”.

И то первый, вероятно, в дальнейшем прекратит свою работу из-за запрета застройщикам привлекать деньги дольщиков и изменений правил игры на рынке долевого строительства.      

Дело не только в отсутствии точного понимания того, как это будет работать на практике. Публично-правовая форма позволяет формально некоммерческой организации заниматься инвестированием на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.

Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации. Если сказать проще, то с переходом на такую правовую форму из объединенных ПФР, ФОМС и ФСС может получится нечто подобное нынешнему Центробанку, но с меньшими оборотами.

Здесь – внимание – возникает вопрос: кто возглавит этот социальный мегарегулятор, который вберет в себя три основных государственных фонда страхования россиян?

Согласно принятому федеральному бюджету, планируемые на 2019 год совместные доходы ПФР, ФОМС и ФСС составят 12,3 трлн рублей. На минуточку заметим, что эта сумма сопоставима с доходной частью федерального бюджета в 2018 году — 16,5 трлн рублей.

При объединении крупнейших государственных фондов страхования и наделением их непонятного правового статуса, эти миллиарды денег могут так и не дойти до конечного адресата – простого россиянина, по крайней мере, в предполагаемом положенном объеме…

Читайте также:  Кредит для самозанятых, ипотека, дают ли, особенности получения займа

Компромисс 

Складывается ощущение, что объединение ПФР, ФОМС и ФСС социальный вице-премьер Татьяна Голикова затевает под себя, чтобы в дальнейшем сесть на этот огромный мешок из денег налогоплательщиков, предполагаемых к нашему всеобщему страхованию жизни и здоровья. Кому, как не ей — куратору нацпроектов “Демография” и “Здоровье” — взять на себя руководство того самого социального мегарегулятора, создание которого Голикова пророчит в течение всего последнего года.

Да и сама по себе главная женщина российского правительства не из тех, кто отказывается от своих планов. Это стало понятно по реформе повышения пенсионного возраста, которую госпожа Голикова провела сразу же, как только заняла должность профильного вице-премьера.

Её же считают автором скандального закона о монетизации льгот, с чего начиналось ее движение по ниве социальной политики в 2004 году.

Похоже, по какой-то удивительной причине все непопулярное и отвергаемое общественностью, за что бы эта женщина не бралась, по итогу принимается и становится составляющей российской действительности.

Если мыслить как государственник, то объединение ПФР, ФОМС и ФСС — это тот вариант сокращения затрат на сотрудников, который одобряет правительственный куратор «социалки». Еще на этапе обсуждения повышения пенсионного возраста у общественности возникало недовольство по поводу чрезмерно разросшейся структуры ПФР.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов вовсе предложил ликвидировать эту “лишнюю” организацию, которая только “тянет” деньги из бюджета, а сама якобы отстала от современных технологий.

Функции ПФР он предложил в июле 2018 года передать Федеральному казначейству, которое, по его мнению, является достаточно продвинутой организацией, пережившей “IT-революцию”. Общественность встретила эту идею с энтузиазмом, потому что народу куда понятнее логика разрушать, чтобы построить, чем — исправить, дабы не сломать.

Однако реакция власти на это предложение не поднялась выше уровня замглавы комитета Госдумы по бюджетам и налогам Ирины Гусевой, которая призвала не принимать эмоциональных решений.    

От ликвидации ПФР решили перейти к постепенной оптимизации, которая уже началась в регионах. Идет укрупнение, в рамках которого малые отделения ПФР объединяют в межрайонные, что сопровождается кадровым сокращением.

Этот процесс продолжится в 2019 году.

Однако аналогичное укрупнение продолжается и среди негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что может говорить об объективном процессе, вызванным отсутствием притока в систему новых средств из-за продолжающейся заморозки накоплений.

Фото на превью: РБК

О базе для начисления страховых взносов при реорганизации

В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)  база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7Закона № 212-ФЗ, начисленных организациями за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9Закона № 212-ФЗ.

Организации определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица с 1 января 2013 года устанавливается в сумме, не превышающей 568 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (п. 1 ПостановленияПравительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1276).

При реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, разделения, выделения создается новая организация. В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, разделения, выделения создается новая организация, а прежняя организация считается ликвидированной.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона № 212-ФЗ, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.

Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, разделения, выделения вновь возникшая организация не вправе учитыватьвыплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.

У вновь созданной организации в базу включаются выплаты, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, т.е. ее государственной регистрации.

В случае реорганизации юридического лица очень важно определить момент, с которого оно считается реорганизованным.

П. 4 ст. 10  Закона № 212-ФЗ установлено, что если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации (реорганизации), согласно выписки из ЕГРЮЛ. По эту же дату сдаются данные по персонифицированному учету.

Отчетность по новой организации сдается с даты создания, согласно выписки из ЕГРЮЛ. При этом начисления страховых взносов начинаются с нуля как по организации в целом, так и по каждому застрахованному лицу, то есть право на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода для реорганизованной организации не возникает.

При наличии у реорганизованной организации переплаты по страховым взносам, производится возврат денежных средств на р/с. При наличии недоимки – производится взыскание с организации – правопреемника.

Подготовлено: ГУ-Главным управлением ПФР №7

по г. Москве и Московской области

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *