Страховые взносы будут переданы налоговикам

Страховые взносы будут переданы налоговикам

С 2017 года начнет действовать ряд новых правил, касающихся уплаты обязательных страховых взносов.

Принципиальных изменений немного. Главное из них заключается в том, что часть задач Пенсионный фонд РФ разделит с налоговиками. Тем не менее о подобных новациях полезно знать и работодателям, и сотрудникам.

Суть нововведений и их значение нам разъяснил постоянный эксперт рубрики Роман Савичев, возглавляющий ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России (согласно данным авторитетного рейтинга «Право.ru-300» за 2016 год).

– Начну с главного. С 1 января 2017 года к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды приступает Федеральная налоговая служба. Власти рассчитывают прежде всего на то, что таким образом процесс аккумулирования взносов будет лучше контролироваться, а значит, возрастет и их собираемость.

Это крайне актуально на фоне хронических финансовых «дыр» в государственных фондах. Кроме того, у ФНС гораздо больше возможностей в том, что касается работы с должниками, – говорит Роман Савичев. – Налоговым органам предстоит как принимать отчетность и проверять ее, так и учитывать платежи и взыскивать недоимки.

Страховые взносы будут переданы налоговикам

При этом новых схем уплаты пока не вводится, даже в единую платежку страховые взносы решено не сводить. То есть порядок исчисления, база для начисления, тарифы и сроки остаются прежними. Как и раньше, уплата должна проводиться отдельными платежными поручениями. Логично, что изменятся лишь коды бюджетной классификации. Потому у бухгалтеров вроде бы не должно возникнуть вопросов.

Вместе с тем есть некоторые нюансы по отчетности. К примеру, в ПФР отчеты сдавались до 20-го числа второго месяца после окончания квартала. С 2017 года отчеты по страховым взносам в ФНС нужно будет передавать ежеквартально – до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Также появилось новое основание для отказа налоговиками в приеме отчетности.

Такое возможно, если в расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и их сумма по всем работникам не равны. При этом уточненные отчетности за периоды до 2017 года нужно будет направлять в Пенсионный фонд. Его специалисты проверят документы и сами передадут информацию в налоговую службу.

Кроме того, выездные проверки плательщиков за отчетные периоды 2014-2016 годов будут проведены сотрудниками ПФР.

Что касается санкций, то неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20 процентов от неуплаченной суммы. А за умышленное занижение базы по взносам или другие неправомерные действия с 1 января 2017 года штраф составит 40 процентов от неуплаченной суммы взносов.

Собственно, для рядовых граждан смена администратора не принесет каких-то особых новшеств: назначение и выплата пенсий останутся «заботой» Пенсионного фонда, да и принципы системы обязательной социальной защиты работников в целом сохранятся. Данные о начисленных и уплаченных взносах по каждому человеку в обязательном порядке будут поступать в ПФР ежеквартально для разнесения на индивидуальные лицевые счета.

А вот бизнесу, как уверяют налоговики, станет намного комфортнее работать – будет заметно меньше отчетности и бумажной волокиты. Кроме того, по всем взносам придется иметь дело с одним контролером и работать по единым правилам. Хотя, конечно, жестче станут налоговые проверки: инспекторы будут искать нарушения и по налогам, и по взносам.

Напоследок напомню, что за работников уплачиваются работодателями три вида страховых взносов. Как правило, в государственные внебюджетные фонды перечисляются суммы, равные 30 процентам от зарплаты.

Из них 22% приходится на Пенсионный фонд, 5,1% попадает в Фонд обязательного медицинского страхования, и оставшиеся 2,9% идут в Фонд социального страхования. По несколько иным правилам расплачиваются те, кто относится к так называемому самозанятому населению.

Например, индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры и другие платят, исходя из фиксированной стоимости страхового года и уровня своего дохода.

При этом государство выделило ряд льготных трудовых категорий – для них процентные ставки по обязательным взносам существенно снижены, а в части медицинского и социального страхования зачастую и вовсе нулевые.

Такими преференциями пользуются работники общественно значимых сфер: в частности, деятели науки, здравоохранения, культуры и искусства, а также индивидуальные предприниматели на «упрощенке», которые заняты льготными видами деятельности (на этот счет существует отдельный перечень). Другой тариф определен и для тех, кто выбрал опасные профессии и тяжелые условия труда.

В таких случаях работодатель, напротив, оплачивает дополнительно от 2 до 9%. Соответственно, эти люди могут рассчитывать не только на возможность раньше выйти на пенсию, но и на повышенный ее размер.

Добавлю также, что в федеральной прессе уже не раз прозвучали заявления о намерениях налоговиков в скором будущем реализовать технологию, которая позволит гражданам видеть в личном кабинете на сайте ФНС все объемы платежей, которые перевел работодатель. Если сейчас мы можем там ознакомиться лишь с суммами по налогу на доход физических лиц, то потом можно будет отслеживать и отчисления в Пенсионный фонд России.

Впрочем, контролировать пенсионные взносы при большом желании можно и сейчас – такую возможность дает портал госуслуг, личный кабинет на сайте ПФР, МФЦ и уполномоченные банки. А вот отчисления в другие внебюджетные фонды самостоятельно отследить заметно сложнее.

Для этого человеку придется сделать запрос непосредственно в ФОМС и ФСС, хотя по большому счету эта информация не имеет жизненной важности.

Ведь объем отчислений в эти фонды никак не влияет на права граждан на получение услуг в рамках обязательного медицинского страхования или выплат в связи с временной нетрудоспособностью.

Петр Кузнецов

Налоговые мифы, часть 1. «Реформа страховых взносов»

Радикальные меры по спасению казны каждую неделю разрабатывает Минфин. Политика «из крайности в крайность» стала обычным явлением в ведомстве и на этот раз затронула тему страховых взносов.

Чего и следовало ожидать, так как уже с 1 января 2017 года контроль за выплатами в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования переходят под крыло налоговиков.

Однако, идеи ведомства по изменению расчетов этих сборов не так уж страшны и революционны.

26% страховых: много или мало?

Минфин предлагает ввести единую ставку по страховым взносам и зафиксировать ее на уровне 26%. Постепенно снижая, начиная с 29% в 2017 году и 28% – в 2018 году. Сейчас социальные платежи рассчитываются по замысловатой схеме: в ПФР – 22% до 796 000 руб.

, и свыше этой суммы еще 10%, в ФСС – 2,9% до 670 000 руб., и свыше этой суммы – 0%, в ФОМС – 5,1%. 212-ФЗ, в котором подробно описаны принципы, методика расчета страховых взносов и категории льгот теряет силу с 1 января 2017 года.

И выборочно переходит в Главу 34 НК. Возможно, в преддверии перехода за страховыми взносами в ведомство налоговиков, Минфин задумался о налогоплательщиках и решил изобрести поблажки, а соответствующие правки в Налоговом кодексе не заставят ждать.

Попробуем развеять мифы относительно новой арифметики страховых платежей.

Миф №1: Фиксированная ставка меньше существующей и сократит выплаты в фонды

Приведение к общему знаменателю сотрет зарплатные границы, на которые опираются сейчас все расчеты. Но озадачит новыми головоломкам те компании, сотрудники которых получают зарплату сверх установленных пределов. Соответственно, страховые платежи с зарплаты свыше 66 334 руб./месяц увеличатся примерно на 3%-7%.

Что касается граждан, со средним уровнем заработной платы (на июнь 2016 года по данным Росстата – 38 447 руб.), то здесь на страховых взносах работодатели сэкономят.

Страховые взносы будут переданы налоговикамСтраховые взносы будут переданы налоговикам

Поэтому, создается двоякая ситуация: и переплачиваем и экономим одновременно. Но данное условие не касается категорий льготников, которые пока никто не отменял.

Однако, чиновники в лице Минфина видят целесообразность и выгоду в возможной реализации новой методики расчета.

И, на первый взгляд, явное снижение до 26%, на самом деле приведет к увеличению взносов за высокооплачиваемых специалистов.

Миф №3: Сотрудникам с высокой оплатой труда придется платить зарплату в конвертах

Логичное развитие событий, с одним-единственным «НО»:

Раз «страховые налоги» на дорогой персонал увеличатся более чем на 1 пункт, компании начнут искать пути их минимизации… И вернутся назад к старым-добрым зарплатам в конвертах, с которыми уже который год борется правительство. Получается, план «выхода из тени» Минтруда накроется медным тазом.

Читайте также:  НДС по авансовым платежам: примеры, проводки, сложные ситуации

НО, не стоит забывать, что выплаты в фонды переходят под контроль ФНС. Поэтому увильнуть от налоговиков не удастся. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что появится новое поле для проверок, и карать фискальная служба будет по всей строгости НК.

Согласно 122 статье НК за несвоевременную уплату или неуплату страховых оштрафуют на 20% и 40%. Также, раз страховые взносы станут «полноценными налогами», чиновники рассматривают меры наказания за уход от уплаты в особо крупных размерах в соответствии с УК РФ.

Новый повод лишний раз подергать бизнесменов принесет плоды уже в следующем году: эффективность ФНС превысит в разы нынешнюю работу фондов.

Поступления в бюджет страховых стремительно взлетят, появится новая арбитражная практика, бизнес станет искать пути ухода от 26-процентного сбора… Но увеличится ли размер пенсий и разного рода социальных выплат, станет ли бесплатная медицина действительно бесплатной и доступной?

Миф №3: Белая зарплата «дорогих» сотрудников снизится

Пожалуй, самое страшное и хаотичное последствие – бардак на рынке труда. Независимо от того, на какой отметке остановится процент страховых взносов. Опека ФНС заставит компании сделать выбор:

  • либо в пользу щедрых выплат персоналу и не менее щедрых взносов в пользу социального обеспечения;
  • либо в материальном «равенстве» между рядовым менеджером и управленцем, и экономии для организации;
  • либо использовать законные методы оптимизации страховых взносов.

А о делении зарплаты на «черную» и «белую» придется забыть навсегда. Кому захочется платить штрафы в 40-кратном размере и попасть под статьи Уголовного кодекса?

Мария Морозова

Юрист, налоговый консультант юридической компании «Туров и Партнеры»:

С 2017 года исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс, а Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ утратит силу. Исключение составят — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В первой части кодекса изменения коснулись порядка администрирования. Страховые взносы приравнены к налогам и сборам. Во второй части Налогового кодекса появилась новая глава 34. Закон был подписан Президентом 3 июля 2016 года.

Что же собственно нам ожидать от этой реформы?
В значительной части положения новой главы 34 НК РФ полностью повторяют Федеральный закон № 212-ФЗ. Прежними остались нормы, касающиеся плательщиков, тарифов, объекта обложения и базы для начисления страховых взносов.

Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, будет только один контролирующий орган, который сможет проводить комплексные проверки как в отношении налогов, так и в части взносов, что снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится.

Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Часть плательщиков смогут по желанию отчитываться в электронном виде. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. При этом расчеты на страховые вычеты проверять будет ФСС.

А ежемесячный отчет по форме СЗВ-М плательщики по-прежнему обязаны представлять в ПФР. Налоговики и фонды будут обмениваться информацией и уведомлять друг друга о постановке плательщиков на учет.
Хочу обратить ваше внимание, что риски связанные с выплатой зарплаты в конвертах значительно увеличиваются.

Налоговики будут доказывать, что администрирование взносов им отдали не зря, а учитывая их полномочия, следует готовиться к ужесточению проверок. ФСС также не захочет отставать и усилит контроль за расходами.
Причина возврата взносов налоговикам после семи лет администрирования их фондами — недостаточная эффективность.

А значит, можно ожидать, что в следующем году инспекции сразу ринутся на проверки. Нужно будет отразить, что показатели собираемости страховых взносов повысились. А как вы знаете налоговики могут проверять три предшествующих года.
Налоговые органы смогут производить выемку документов, допрашивать и проводить опросы плательщиков и их сотрудников, взыскивать недоимки и приостанавливать операции по счетам. К проведению выездных проверок в части взносов налоговики смогут по запросу привлекать сотрудников следственных и оперативных органов.

К взносам будут применять и нормы кодекса о налоговых санкциях. За несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов оштрафуют на 20 и 40 процентов от этой суммы (ст. 122 НК РФ). Так же напоминаю, что сейчас в разработке находится законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за неуплату взносов.

Упрощенцы, которые осуществляют социально значимые виды деятельности, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ). Но здесь есть неприятные ограничения.Можно будет применять УСН, если остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей. Сейчас этот лимит равен 100 млн. А лимит по доходу составит 120 млн за год. Индексировать пороговые суммы дохода в течение четырех следующих лет не будут. Но начислять страховые взносы по пониженным тарифам смогут только те упрощенцы, у которых доходы за налоговый период не превысят 79 млн рублей (в общем случае лимит — 120 млн руб.). Требование о 70-процентной выручке по льготируемому виду деятельности сохранили.
Подведем итог. Контролирующих органов станет больше, отчетности станет больше, проверки станут жестче. Соответственно платить зарплату в конвертах станет намного опаснее. Лучше использовать легальные методы экономии зарплатных налогов и не находится в постоянном страхе.

Белый бизнес, как итог всех налоговых реформ

Бизнес подведут к чистоте и легальности, ответственности управленцев как за компанию в целом, так и за каждого сотрудника в отдельности.

Поэтому, используйте грамотные способы оптимизации, посредством заключения договоров гражданско-правового характера, и привлекайте к сотрудничеству ИП. Это поможет сэкономить и на страховых взносах, и на НДФЛ.

Также можно создать обслуживающую компанию, деятельность которой попадает под льготу по уплате страховых взносов на основании главы 34 НК.

(Visited 218 times, 1 visits today)

Страховые взносы переданы налоговикам: уже принимаются поправки

16.01.2017

Для некоторых видов деятельности, которыми занимаются налогоплательщики на УСНО, установлены пониженные тарифы страховых взносов. Список этих видов деятельности был приведен в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 01.01.2017 страховые взносы уплачиваются в соответствии с НК РФ, и в данном кодексе фигурирует тот же список (причем он повторяется дословно).

На этом основании налогоплательщики, находящиеся на УСНО, пользовавшиеся пониженными тарифами до указанной даты, могут подумать, что они и далее могут пользоваться названными тарифами. По большей части так и есть. Но существуют и исключения. Некоторым налогоплательщикам придется вернуться к обычным тарифам.

Дело в том, что пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ и п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ содержат одинаковое условие.

Виды деятельности, перечисленные в них и дающие право «упрощенцам» на применение пониженных тарифов по страховым взносам, должны быть не только основными видами деятельности налогоплательщиков, но и классифицироваться на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Нюанс кроется в том, что речь в этих нормах идет все‑таки о разных нормативных документах. До 01.01.2017 в качестве такого классификатора применялся ОК 029-2001 (КДЕС Ред.

1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»[1] (ОКВЭД). Но с указанной даты он отменен Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст. Вместо него теперь в полной мере применяется ОК 029-2014 (КДЕС Ред.

2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД2).

В новом классификаторе (по сравнению с прежним) вводится немало корректив: например, некоторые виды деятельности изменили свою отраслевую принадлежность.

И если иные из них ранее входили в перечень видов деятельности, ведение которых позволяло применять пониженные тарифы страховых взносов на УСНО, то теперь они ему не соответствуют.

Это хорошо прослеживается на примере такого распространенного в Крыму вида деятельности, как деятельность туристических агентств.

Согласно пп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ в число льготных видов деятельности входил вид «Транспорт и связь». В Письме Минздравсоцразвития России от 07.03.2012 № 619-19 указано, что он отражен в ОКВЭД по кодам 60 – 64. В него входит дополнительная транспортная деятельность (код 63), включающая деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 63.3).

На этом основании ведомство заключило, что если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСНО, является такой вид деятельности, как деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 63.

3), то страховые взносы в ПФР уплачиваются названной организацией по пониженному тарифу при соблюдении условия о доле доходов по данному виду деятельности (см. также Постановление АС СЗО от 11.02.

2016 по делу № А26-2550/2015).

Вид деятельности «Транспорт и связь» также отражен в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но в ОКВЭД2 деятельность туристических агентств имеет код 79.

11 и входит в раздел N «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», то есть не имеет отношения ни к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53), ни к разделу J «Деятельность в области информации и связи» (код ОКВЭД 58 – 63).

В примечаниях к коду 52.29 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками» ОКВЭД2 прямо указывается, что группировка по этому коду не включает деятельность тур­операторов и туристических агентств, надо смотреть коды 79.11 и 79.12.

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03‑11‑06/2/

Читайте также:  Что заменяет единая упрощенная налоговая декларация?

65561 и от 01.11.2016 № 03‑11‑06/2/63958 отметил, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившей в силу 01.01.2017.

Поэтому во избежание неприятных неожиданностей рекомендуем «упрощенцам», претендующим на применение пониженных страховых взносов, проверить соответствие применяемого ими вида деятельности перечню льготируемых видов с учетом группировок, приведенных в ОКВЭД2.

Однако, возможно, у некоторых налогоплательщиков, наоборот, появится возможность применять указанные пониженные тарифы, хотя прежде эта возможность у них, не исключено, отсутствовала. Например, существенно расширен список услуг, относящихся к персональным (код 96 ОКВЭД2). Данный список заинтересованным «упрощенцам» стоит внимательно рассмотреть.

[1] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454?ст.

Аюдар-пресс

Страховые взносы вернули налоговикам

Всего несколько лет налоговики отдыхали от сбора социальных взносов. Администрированием страховых взносов занимались фонды. Но с 2017 года налоговая служба возвращает себе эти функции. Президент подписал указ от 15.01.

16 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с ПФР, ФСС РФ и ФФОМС РФ». До 1 мая 2016 года Правительство РФ должно внести в Госдуму два законопроекта. Первый вернет функции по администрированию взносов ФНС России. Второй усилит административные ресурсы этой службы.

Налоговики получат единую федеральную базу данных о населении, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Страховыми взносами дело может не ограничиться. Планируется, что систему администрирования изменят также в отношении других фискальных платежей — таможенных и акцизных сборов.

История повторяется

Вопрос об улучшении администрирования страховых взносов поднимается уже не в первый раз. Именно с этой целью с 1 января 2001 года платежи в фонды объединили в ЕСН.

До этого порядок был схож с существующим на сегодняшний день: контролировали сборы фонды. Такой порядок правительство признало нерациональным.

С введением ЕСН функции по администрированию платежей в фонды получил единый контролирующий орган — ФНС России.

После отмены ЕСН с 1 января 2010 года полномочия по контролю за исчислением и уплатой взносов в фонды перешли в ведение самих фондов. Специалисты объясняли, что цель реформы — вывести данные выплаты из системы налоговых платежей и из бюджетной системы.

Нынешние преобразования пока не касаются структуры начислений. Порядок расчета и уплаты взносов не изменится, новый ЕСН вводить не планируют. Иным будет лишь контроль за уплатой взносов — вместо нескольких контролирующих органов проверять налогоплательщика будет один.

Цель реформы — экономия средств, времени и сил

Проверки по страховым взносам для плательщиков оборачиваются двойным контролем. Формально такие проверки называются совместными.

Но зачастую на практике в организацию сначала приходят проверяющие из ФСС РФ, а потом сотрудники ПФР.

Несмотря на то что вторая проверка уже основывается на данных первой и требует меньшей подготовки со стороны финансового отдела организации, один и тот же период налогоплательщику приходится защищать дважды.

Одна из задач передачи администрирования страховых взносов в ФНС — снизить количество бюрократических процедур при уплате взносов.

Тем более, алгоритмы формирования налоговой базы для исчисления НДФЛ и страховых взносов во многом схожи. Государство сэкономит деньги, сократив число контролирующих лиц. Снизится нагрузка на финансовые отделы организаций.

В рамках проверки они будут представлять требуемые документы одному контролирующему органу, а не нескольким.

Переход на новую модель  будет быстрым. Налоговики и страховщики в рамках двустороннего соглашения давно обмениваются информацией, касающейся налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Администрирование страховых взносов ФНС по новым правилам

На сегодняшний день законопроект о передаче администрирование взносов в ФНС России, еще не опубликован. Предполагается, что качество администрирования взносов будет выше.

ФНС России обладает более широким инструментарием при проведении проверок и располагает продвинутой автоматизированной системой, содержащей данные о налогоплательщиках.

А значит, централизация не только снизит издержки государства, но и поспособствует росту собираемости взносов.

Налоговики уже сейчас активно применяют статью 93.1 НК РФ. А она позволяет запрашивать сведения о проверяемом лице у всех, кто такими данными располагает.

В рамках проверки уплаты страховых взносов инспекторы смогут применить ее к сотрудникам организации, в отношении которой проводится проверка.

Их могут вызвать на допрос, в ходе которого поинтересуются, соответствует ли реальное вознаграждение сотрудника данным, заявленным работодателем при начислении взносов.

Но плательщиков страховых взносов должен беспокоить не только вопрос о полномочиях. В контексте планируемых изменений важно и то, участятся ли налоговые проверки при передаче полномочий по контролю за уплатой взносов в ведение ФНС России.

Взносы – под контроль налоговиков

С 2017 года начнет действовать ряд новых правил, касающихся уплаты обязательных страховых взносов.

Принципиальных изменений немного, главное из них заключается в том, что часть задач Пенсионный фонд РФ разделит с налоговиками. Тем не менее, о подобных  новациях полезно знать и работодателям, и сотрудникам.

Суть нововведений и их значение нам разъяснил постоянный эксперт рубрики Роман САВИЧЕВ, возглавляющий ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России (согласно данным авторитетного рейтинга «Право.ru-300» за 2016 год).

–  Начну с главного. С 1 января 2017 года к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды приступает Федеральная налоговая служба.

Власти рассчитывают прежде всего на то, что таким образом процесс аккумулирования взносов будет лучше контролироваться, а значит, возрастет и их собираемость. Это крайне актуально на фоне хронических финансовых «дыр» в государственных фондах.

Кроме того, у ФНС гораздо больше возможностей в том, что касается работы с должниками,  – говорит Р. Савичев. – Налоговым органам предстоит как принимать отчетность и проверять ее, так и учитывать платежи и взыскивать недоимки.

При этом новых схем уплаты пока не вводится, даже в единую платежку страховые взносы решено  не сводить. То есть порядок исчисления, база для начисления, тарифы и сроки остаются прежними. Как и раньше, уплата должна проводиться отдельными платежными поручениями. Логично, что изменятся лишь коды бюджетной классификации. Потому у бухгалтеров вроде бы не должно возникнуть вопросов.  

Вместе с тем, есть некоторые нюансы по отчетности. К примеру, в ПФР отчеты сдавались до 20-го числа второго месяца после окончания квартала. С 2017 года отчеты по страховым взносам в ФНС нужно будет передавать ежеквартально – до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Также появилось новое основание для отказа налоговиками в приеме отчетности.

Такое возможно, если в расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и их сумма по всем работникам не равны. При этом уточненные отчетности за периоды до 2017 года нужно будет направлять в Пенсионный фонд. Его специалисты проверят документы и сами передадут информацию в налоговую службу.

Кроме того, выездные проверки плательщиков за отчетные периоды 2014-2016 годов будут проведены сотрудниками ПФР.

Что касается санкций, то неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20 процентов от неуплаченной суммы. А умышленное занижение базы по взносам или другие неправомерные действия с 1 января 2017 года штраф составит 40 процентов неуплаченной суммы взносов.

Собственно, для рядовых граждан смена администратора не принесет каких-то особых новшеств: назначение и выплата пенсий останутся «заботой» Пенсионного фонда, да и принципы системы обязательной социальной защиты работников в целом сохранятся. Данные о начисленных и уплаченных взносах по каждому человеку в обязательном порядке будут поступать в ПФР ежеквартально для разнесения на индивидуальные лицевые счета.

А вот бизнесу, как уверяют налоговики, станет намного комфортнее работать – будет заметно меньше отчетности и бумажной волокиты. Кроме того, по всем взносам придется иметь дело с одним контролером и работать по единым правилам. Хотя, конечно, жестче станут налоговые проверки: инспекторы будут искать нарушения и по налогам, и по взносам.

Напоследок напомню, что за работников уплачиваются работодателями три вида страховых взносов. Как правило, в государственные внебюджетные фонды перечисляются суммы, равные 30 процентам от зарплаты.

Из них 22% приходится на Пенсионный фонд, 5,1% попадает в Фонд обязательного медицинского страхования, и оставшиеся 2,9% идут в Фонд социального страхования. По несколько иным правилам расплачиваются те, кто относится к так называемому самозанятому населению.

Читайте также:  Формирование резервов на возможные потери по ссудам

Например, индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры и другие платят, исходя из фиксированной стоимости страхового года и уровня своего дохода.

При этом государство выделило ряд льготных трудовых категорий – для них процентные ставки по обязательным взносам существенно снижены, а в части медицинского и социального страхования зачастую и вовсе нулевые.

Такими преференциями пользуются работников общественно значимых сфер: в частности, деятели науки, здравоохранения, культуры и искусства, а также индивидуальные предприниматели на «упрощенке», которые заняты льготными видами деятельности (на этот счет существует отдельный перечень). Другой тариф определен и для тех, кто выбрал опасные профессии и тяжелые условия труда.

В таких случаях работодатель, напротив, оплачивает дополнительно от 2 до 9 процентов. Соответственно, эти люди могут рассчитывать не только на возможность раньше выйти на пенсию, но и на повышенный ее размер.

Добавлю также, что в федеральной прессе уже не раз прозвучали заявления о намерениях налоговиков в скором будущем реализовать технологию, которая позволит гражданам видеть в личном кабинете на сайте ФНС все объемы платежей, которые перевел работодатель. Если сейчас мы можем там ознакомиться лишь с суммами по налогу на доход физических лиц, то потом можно будет отслеживать и отчисления в Пенсионный фонд России.  

Впрочем, контролировать пенсионные взносы при большом желании можно и сейчас – такую возможность дает портал госуслуг, личный кабинет на сайте ПФР, МФЦ и уполномоченные банки. А вот отчисления в другие внебюджетные фонды самостоятельно отследить заметно сложнее.

Для этого человеку придется сделать запрос непосредственно в ФОМС и ФСС. Хотя по большому счету эта информация не имеет жизненной важности.

Ведь объем отчислений в эти фонды никак не влияет на права граждан на получение услуг в рамках обязательного медицинского страхования или выплат в связи с временной нетрудоспособностью. 

Новости на Блoкнoт-Воронеж

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут долги по налогам и взносам

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут долги по налогам и взносам

12 января 2018 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Налоговой амнистии в законе от 28.12.17 № 436-ФЗ посвящены статьи 11 и 12, а детали ее применения зафиксированы в статье 14. Статья 11 Закона № 436-ФЗ регулирует порядок списания с ИП долгов по страховым взносам, статья 12 — порядок списания долгов по налогам как с предпринимателей, так и с физических лиц, не обладающих статусом ИП. Остановимся на каждой из статей подробнее.

Какие долги спишут ИП

Итак, статья 11 Закона № 436-ФЗ гласит: для предпринимателей признается безнадежной и подлежит безусловному списанию задолженность (недоимка) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, которая возникла за расчетные или отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, уплачиваемых по правилам Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, о чем прямо сказано в п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ: размер списываемой недоимки определяется по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Напомним: данная норма регламентировала порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, на основании сведений, предоставляемых в органы ПФР и ФСС налоговиками. На основании данных о доходах предпринимателей, полученных из ИФНС, сотрудники внебюджетных фондов определяли величину недоимки и выставляли соответствующие требования.

Рассчитывайте взносы «за себя», налог по УСН, заполняйте платежки в веб‑сервисе Заполнить бесплатно

Суммы, указанные именно в таких требованиях, и попали под амнистию. Помимо собственно недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст.

14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е. до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.

2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм.

Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.

Отдельное внимание законодатели уделили перечню субъектов, чья задолженность по страховым взносам подлежит списанию. В п. 1 ст.

11 Закона № 436-ФЗ прямо указано, что списывается задолженность не только действующих ИП, но и тех физических лиц, которые на момент образования задолженности имели таковой статус, а впоследствии его утратили. То есть, старые долги спишут и тем гражданам, которые больше предпринимательской деятельностью не занимаются.

Помимо предпринимателей (действующих и бывших) под амнистию по страховым взносам попали и прочие категории самозанятых граждан — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, детективы и т.п.

А вот под амнистию по налогам самозанятые граждане не подпадают. Право на освобождение от налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, имеют только ИП (как действующие, так и бывшие). Им списывается «старая» задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через госграницу.

Заметим также, что в этой части Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о неприменимости положений ст. 12 к задолженности, уплаченной или взысканной после его вступления в силу (т. е. после 29 декабря 2017 года и позже).

А значит, подобные суммы должны признаваться излишне уплаченными или излишне взысканными с применением к ним положений ст. 78 и 79 НК РФ соответственно. Проще говоря, такие суммы можно вернуть или зачесть в счет исполнения других обязанностей по уплате налогов.

А на излишне взысканные суммы к тому же должны быть начислены проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ вплоть до даты возврата или зачета.

Вести учет и сдавать электронную отчетность по УСН

Как спишут долги предпринимателям

Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства.

Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года.

Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.

Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.

В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго. Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.

Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст.

12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика). При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.

06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.

Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст. 21 НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.

Бесплатно подготовить и сдать через интернет отчетность в ИФНС, ПФР и ФСС

Списание налоговой задолженности физических лиц

Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года.

То есть вся задолженность по указанным трем налогам, образовавшаяся ранее этой даты, должна быть списана вместе с начисленными на нее пенями и штрафами. Причем, пени списываются за все время, вплоть до даты принятия о списании.

При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.

2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.  

Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка).

Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил.

А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *